Российский центр музейной педагогики и детского творчества

Отдел «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» Русского музея был образован в 1990 году. Его создание пришлось на время преобразования Русского музея в уникальный архитектурно-художественный комплекс, включающий в себя Михайловский, Строгановский, Мраморный дворцы, Летний дворец и Домик Петра I, Инженерный (Михайловский) замок, Летний и Михайловский сады. Став первой в России музейно-педагогической службой, отдел приступил к разработке научно-обоснованной системы взаимодействия культуры и образования. В течение пяти лет (1993–1997) сотрудниками отдела была осуществлена разработка и апробация первой отечественной музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!».

В 1996 году программа «Здравствуй, музей!» стала лауреатом премии Министерства культуры Российской Федерации «За научные исследования в области культуры и искусства». Деятельность отдела «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» определяется следующими основными направлениями современной образовательной и социокультурной деятельности музея:

  • художественно-образовательное– изучение истории отечественного искусства в школьном и студенческом образовании средствами музейной среды и электронных технологий;
  • художественно-творческое– развитие художественного восприятия и творческих начал, исследование проблем детского творчества;
  • выставочно-досуговое– конкурсы и выставки детского творчества, социокультурные, познавательные и досуговые проекты.

Успех деятельности отдела обусловлен профессионализмом его сотрудников (искусствоведов, педагогов, художников, психологов, преподавателей высшей школы, специалистов в области компьютерных технологий, театральных работников), их ориентацией на исторический опыт и современные исследования в области искусства и музейной педагогики, а также сотрудничеством с крупнейшими отечественными и зарубежными музеями, культурными, образовательными и научно-исследовательскими институтами, вузами, школами и дошкольными образовательными учреждениями.

Отдел занимает Восточный павильон Михайловского (Инженерного) замка. После его реконструкции, в 2010 году, здесь создана современная инфраструктура обслуживания посетителей. В новых комфортабельных условиях осуществляется работа с детьми, педагогами, родителями и специалистами, занимающимися проблемами художественного воспитания и образования.

Заведующий отделом «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» – Борис Андреевич Столяров, доктор педагогических наук, профессор, лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, член Союза художников России.

Музейно-педагогические программы и проекты "Российского центра музейной педагогики и детского творчества" для школ и музеев

Программа «Здравствуй, музей!»

Многоуровневая музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» разрабатывалась более десяти лет. Ее пилотный вариант был завершен в 1997 году и по результатам внедрения в образовательные учреждения Санкт-Петербурга и Ленинградской области коллектив сотрудников Центра в 2003 году был удостоен Государственной премии РФ в области литературы и искусства. В 2013 году был закончен обновленный учебно-методический комплекс к программе на бумажном и электронном носителях, и сегодня соответствующая новым образовательным стандартам программа успешно реализуется в сорока семи регионах России.

В системе целей и задач «Основ государственной культурной политики», Федерального закона «О культуре в Российской Федерации», Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации» ее ценность особенно значима. Данное обстоятельство повысило интерес системы дополнительного образования к следующим базовым разделам программы:

  • «Мы входим в мир прекрасного» для дошкольных образовательных учреждений (включает учебный материал для средней, старшей и подготовительной групп ДОУ);
  • «Мир музея»для начальной школы (включает учебные курсы с 1 по 4 классы);
  • «Изобразительное искусство в историческом развитии» – для учащихся 5–9 классов общеобразовательной школы;
  • «Путь в изобразительное искусство» – для старшеклассников и студентов гуманитарных вузов, а также музейных специалистов и школьных педагогов.

В процессе изучения названных курсов дети развивают визуальное мышление, осваивают историю изобразительного искусства и получают целостное представление о культурно-эстетической среде художественного музея, обретают навыки межличностного общения.

Интернет-олимпиады и гуманитарные чтения

В 2015 году старшеклассники (8–11 класс) участвуют интернет-олимпиаде «Русский музей во дворцах и в Интернете». Ученикам 1–4 классов, занимающимся по разделу программы «Мир музея», интернет-олимпиада предлагает отправиться в путешествие по музею, вооружившись тематическими маршрутными листами.

Старшеклассники также участвуют в гуманитарных чтениях по теме «Музей. Искусство. Культура». Вниманию жюри можно представить любую работу: эссе, литературно-музыкальную композицию, хореографическую постановку, собственный мультимедийный ресурс.

Проект «Музей. Инновационные образовательные технологии. Творчество»

Содержанием проекта является система дистанционного обучения на основе разработанных сотрудниками отдела обучающих курсов по языку изобразительного искусства и его жанрово-видовой специфике. Проект разработан в рамках сотрудничества с Фондом Ельцина и Союзом музеев России. Названные курсы адресованы широкой аудитории – от школьников и студентов до школьных и вузовских педагогов и специалистов музейного дела.

Инструментом реализации системы электронного обучения стали музейные Ресурсные центры творческого развития детей и подростков с различными социальными и физическими возможностями, открытые в художественных музеях девяти регионов России (Казань, Калининград, Йошкар-Ола, Петрозаводск, Южно-Сахалинск, Омск, Кострома, Тула, Чебоксары).

Ресурсные центры стали базой повышения квалификации музейных и школьных специалистов, которое проводится в рамках лицензии на осуществление дополнительного профессионального образования.

«Русский музей – регионам России: создание единой информационной музейно-образовательной среды»

Содержанием проекта является создание единой сетевой музейно-педагогической деятельности на основе новейших технологических средств и методик. Инструментом реализации проекта являются культурно-выставочные центры Русского музея, объединяющие его выставочные, методические и технологические ресурсы для развития художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения.

«Музей в системе культуры и образования: социальное партнерство и педагогическое взаимодействие»

Содержанием проекта является создание инновационной программы педагогического взаимодействия музея с учреждениями культуры и образования в области творческого развития, эстетического воспитания и художественного образования детей и подростков с различными социальными и физическими возможностями «Музей. Дети. Творчество».

Конкурсы и выставки детского творчества

С 1990 года Российский центр музейной педагогики и детского творчества организовал более 50 выставок и конкурсов детского творчества. От дидактических и городских выставок до региональных, всероссийских и международных выставочных проектов.

В связи с празднованием в 2015 году 70-летия со Дня Победы в Великой Отечественной войне объявлен Всероссийский конкурс детских творческих работ, посвященных этой знаменательной дате. Для участия в конкурсе приглашаются дети из разных регионов России в возрасте от 5 до 17 лет – воспитанники детских садов, общеобразовательных и художественных школ, учреждений дополнительного образования, школ-интернатов и детских домов и т.д. Заявки на участие принимаются до 15 апреля 2015 года. Лучшие работы могут быть отобраны в Фонд детского творчества Русского музея, который в 2015 году отмечает 55-летие.

Фонд детского творчества

Фонд начал формироваться с 1958 года по инициативе директора Русского музея В.А. Пушкарева. В его основу легли работы с детских выставок шестидесятых, семидесятых и последующих годов, в организации которых принимали участие ЦК ВЛКСМ, редакция газеты «Пионерская правда» и другие организации. За первые двадцать лет своего существования Фонд пополнился не только работами советских детей, но и их сверстников из США, Канады, Франции, Англии, Японии, Кипра, Германии, Уганды, Индии и других стран. О серьезности комплектования Фонда свидетельствует тот факт, что в состав отборочной комиссии, наряду с научными сотрудниками различных отделов Государственного Русского музея, входили такие известные мастера изобразительного искусства, как Е.Е. Моисеенко, А.А. Мыльников, З.П. Аршакуни, Г.П. Егошин.

В 1991 году дирекция Государственного Русского музея выделила Фонд из основного хранения и передала его в свою вновь образованную структуру – Российский научно-практический центр по проблемам музейной педагогики, так как одной из задач деятельности Центра стало изучение специфики детского творчества. Новый этап развития Фонда был напрямую связан с активной выставочной деятельностью Центра.

Сегодня в Фонде детского творчества Русского музея хранится более четырех тысяч произведений.

Практическая деятельность отдела

Практическая деятельность отдела осуществляется в рамках Творческого клуба «Встречи в Русском музее», целью которого является художественное развитие детей от 4 до 16 лет через постижение выразительных средств изобразительного искусства, отечественную историю, возможности архитектурного комплекса музея и его коллекции. Кружки, студии, экскурсионные занятия и музейные праздники активизируют художественно-творческие способности детей, их познавательный интерес к музею и изобразительному искусству. Встречи проходят один раз в месяц в течение учебного года (с октября по май). Для семейной аудитории разработаны программы семейных абонементов.