Культурологические аспекты художественного образования

Культурологические аспекты художественного образования

Франциска Фуртай,
доктор искусствоведения,
профессор кафедры культурологии и искусства
Ленинградского государственного
университета им. А.С. Пушкина

Значимость художественного образования очевидна хотя бы потому, что в этом процессе обучающемуся открывается мир эстетических категорий, являющихся ноуменальной основой человеческих эмоций, чувств, ментальных переживаний, связанных с восприятием художественного образа. Однако выстраивание образовательного процесса только на основе искусствоведческого материала и традиционных педагогических приёмов в преподавании изобразительных искусств, в настоящее время представляется устаревшим, не отвечающим вызовам текущего социокультурного момента.

В нашем выступлении, мы попытаемся остановится, во-первых, на тех новых функциях, которые выполняет в настоящее время искусство, во-вторых на том, почему важно (в связи с этими новыми функциями) присутствие философско-культурологических аспектов в современном художественном образовании.

Ещё в 1936 году Вальтер Беньямин в работе «Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости» повёл речь о том, что в условиях глобализирующейся массовой культуры искусство не только выполняет традиционные эстетические и воспитательные функции, но и выступает мощным транслятором смыслов, ментальностей, моделей социального поведения, формируя субкультуры. В современной культуре искусство, по-существу, выполняет важнейшую функцию практической философии. В такой ситуации применение культурологического подхода поможет, прежде всего, познакомить учащихся с основными философско-эстетическими концептами современной культуры, которые транслирует искусство, кроме того, разобраться в важной проблеме отношений между художественным оригиналом и его многочисленными симулякрами в виртуальной среде, с которыми постоянно сталкиваются в том числе и наши учащиеся.

Именно через культурологический контекст для учащихся раскрывается закономерность тех художественных трансформаций, которые произошли в искусстве второй половины XIX века, приведшие на рубеже XX столетия к авангардному искусству во всех его проявлениях.

Однако культурологическая составляющая в художественном образовании незаменима не только применительно к современному искусству, но и при изучении искусства более ранних эпох. Здесь применение культурологического подхода связано с такими вспомогательными дисциплинами, стоящими на стыке философии, культурологии и искусствознания, как герменевтика и иконология.

Так как искусство является образно-знаковой системой, в которой отражается эпоха его породившая, то для аутентичного понимания её смыслов необходим герменевтический анализ, который даст обучающимся возможность «прочесть» художественное произведение, определить его истинные смыслы, «зашифрованные» в хроматических отношениях, в символах, аллегориях.

В свою очередь иконология помогает воссоздать насколько это возможно, исторический и художественный фон эпохи, а это, в свою очередь, позволяет определить истинный масштаб произведения – было ли оно характерным для мейнстрима эпохи, выступало как новация или наоборот отражало ретроградные явления. Кроме того, иконологический анализ и культурологическая ретроспекция позволяет учащимся понять почему и как меняются художественные стили и образный язык, и как эти изменения напрямую связаны с понятием эстетического идеала эпохи.

Наконец, применение философско-культурологического анализа позволяют определить истинную сущность того или иного явления, в том числе и художественного. Этот вид анализа ценен в связи с тем, что, нередко, художественные феномены имеют «разрыв» между своим сущностным содержанием и внешними формальными признаками, которые выступают по отношению к содержанию как некая формальная мимикрия к текущим художественным процессам.