Материалы

Рерих. Жизнь и творчество

Автор материала – Людмила Васильевна Короткина 

Введение

Николай Константинович Рерих был человеком необыкновенной судьбы. Большая часть его жизни прошла на родине, в России; затем несколько лет было отдано Соединенным Штатам Америки, где Рерих вел большую просветительскую работу, и экспедициям в страны Центральной Азии и Индию. Последние двадцать лет Рерих прожил в Индии. Его жизнь и творчество вызывают неизменный интерес.

Б.М. Кустодиев. Портрет Н. К. Рериха. 1913. Русский музей, Санкт-Петербург

Б.М. Кустодиев. Портрет Н. К. Рериха. 1913. Русский музей, Санкт-Петербург

Рерих был человеком великого творческого дара. Его талант проявился во многих областях – живописи, литературе, педагогической деятельности, публицистике. Он оставил поразительное по разнообразию и значимости наследие, изучением которого занимаются не только искусствоведы, но и географы, философы, литературоведы, археологи и специалисты ряда других профессий. Однако Рерих был прежде всего художником. Своим искусством он выражал высокие общечеловеческие идеалы, мысли об истории, о связи человека с Космосом. Начиная с произведений на древнерусские темы, он постепенно перешел к широкому осмыслению мировой культуры, что также нашло отражение в его творчестве.Известны и литературные произведения Рериха. В них содержатся высказывания о проблемах художественного творчества, о воспитании детей, о памятниках культуры, воспоминания, описания его знаменитых экспедиций по Индии и Тибету, предания старины и легенды. Рерих был инициатором Пакта об охране произведений искусства на случай военных действий и основателем нескольких просветительских учреждений, послуживших основой для создания Всемирной Лиги Культуры. Во многих странах существуют рериховские общества, работа которых способствует изучению живописного и литературного наследия художника.

Часть 1. Жизнь и работа Рериха в Петербурге

Николай Константинович Рерих родился в Петербурге 9 октября (27 сентября по старому стилю) 1874 года. Фамилия имеет скандинавское происхождение. Предки Рерихов поселились при Екатерине II на прибалтийских землях. Отец художника, Константин Федорович Рерих, был нотариусом петербургского окружного суда, мать – Мария Васильевна – происходила из псковского купеческого рода Калашниковых. В семье Рерихов было четверо детей – дочь и три сына. Младший брат Николая Рериха, Борис Константинович, стал художником и архитектором и помогал своему знаменитому брату в его работе над монументальными росписями. Судьба его трагична – он был репрессирован, много лет провел в заключении и умер в 1945 году. Другой брат, Владимир Константинович, после революции эмигрировал в Харбин. Сестра – Лидия Константиновна – имела свою семью, жила в Петербурге. Родители Рериха похоронены на петербургском Смоленском кладбище.Николай Константинович Рерих получил основательное и разностороннее образование: после окончания частной гимназии Карла Ивановича Мая он учился на юридическом факультете Петербургского университета, слушал лекции на историческом факультете, при этом посещал классы Академии художеств. История и археология рано пробудили воображение Рериха и остались навсегда источником его творческого вдохновения.В постижении истории Рериху очень помогало занятие археологией, к тайнам которой он прикоснулся в детстве. В девятилетнем возрасте наблюдал работу археологов неподалеку от родительского имения Извары под Петербургом. В студенческие годы он уже самостоятельно проводил раскопки и стал одним из видных археологов своего времени. Рерих считал предметы «каменного царства» большой художественной ценностью, написал несколько книг о результатах своих раскопок и составил довольно большую коллекцию предметов каменного века. В 1905 году он стал членом Императорского Русского Археологического общества.Огромную роль в формировании личности Рериха сыграл его учитель, знаменитый пейзажист Архип Иванович Куинджи, человек выдающегося таланта и необычайного трудолюбия. Впоследствии Рерих писал: «Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни» . Характер Рериха сложился рано. В письмах к другу, живописцу Льву Моисеевичу Антокольскому (племяннику знаменитого скульптора), и невесте, Елене Ивановне Шапошниковой, Рерих сообщал свои мысли о задачах творчества: «Быть художником, вести за собой публику, чувствовать, что каждой нотой своей можно дать и смех, и слезы, – это ль не удовлетворение?»  Большое значение для формирования творческого лица Рериха имело знакомство с Владимиром Васильевичем Стасовым, которое произошло в 1895 году. Рерих в это время особенно усиленно занимался изучением славянского язычества и одновременно интересовался культурой Древней Индии. Стасов укрепил его тяготение к культуре Индии, занявшей в недалеком будущем большое место в творческой и жизненной судьбе Рериха.

Н.К. Рерих и В.В. Стасов в Публичной библиотеке в Петербурге. Фотография. 1890-е

Н.К. Рерих и В.В. Стасов в Публичной библиотеке в Петербурге. Фотография. 1890-е

В. В. Стасов более известен в наше время как идеолог передвижничества, как художественный и музыкальный критик. Однако необходимо помнить, что он, прежде всего, был крупным специалистом в области древней литературы стран Востока. Еще в 1868 году Стасов поместил в нескольких выпусках «Вестника Европы» глубокое исследование «Происхождение русских былин», где рассматривал сказания народов Индии и Древней Руси, выявив в них общие черты.В конце ХIХ и начале ХХ века заметно усилился интерес в обществе, прежде всего в научных и художественных кругах, к древнерусской культуре и одновременно к искусству восточных и азиатских стран. Из воспоминаний Рериха узнаем, что увлечение культурой стран Азии и Востока появилось у него еще в молодые годы и постепенно превратилось в серьезное занятие. «В семье нашей, – писал Рерих, – cама судьба складывала особые отношения с Азией. Постоянно появлялись друзья, которые или служили в Азии, или вообще изучали ее. Профессора восточного факультета бывали у нас» . Первые картины Рериха были написаны на древнерусские темы: «Плач Ярославны» (1893), «Гонец. Восстал род на род» (1897)  , «Сходятся старцы» (1898), «Поход» (1899). В этих картинах молодой художник стремился передать историческое настроение. Работы Рериха обратили на себя внимание Сергея Павловича Дягилева, редактора только что появившегося тогда журнала «Мир искусства». Дягилев был также организатором выставок, познакомивших общественность с современными западноевропейскими мастерами. О картине «Гонец. Восстал род на род» Дягилев писал, что она «одна из самых интересных вещей выставки». Контраст темного сумеречного пейзажа и яркой луны напоминает картины Куинджи. Но общее настроение тревоги, сосредоточенности в образе старика-гонца и атмосфера далекой древности, которую сумел передать Рерих, принадлежит к его художественным достижениям.

Н.К. Рерих. Гонец. Восстал род на род. 1897. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Н.К. Рерих. Гонец. Восстал род на род. 1897. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1900–1901 годах Рерих совершенствовал свое образование как рисовальщик и живописец в Париже у Фернана Кормона, известного мастера больших исторических произведений. По возвращении в Петербург в июне 1901 года Рерих продолжил работу над картинами, начатыми в Париже. Одна из них – «Идолы» (1901).

Н.К. Рерих. Идолы (эскиз). Начало Руси. Славяне (и варяги) (задумана авт., но не воплощенная серия). 1901. Русский музей, Санкт-Петербург

Н.К. Рерих. Идолы (эскиз). Начало Руси. Славяне (и варяги) (задумана авт., но не воплощенная серия). 1901. Русский музей, Санкт-Петербург

Здесь сконцентрировано мировоззрение древних славян – преклонение перед силами природы, моление божеству. Художник создал замкнутый мир картины, где не передана воздушная среда, а распределение планов – небо, земля, языческое капище – подчинено плоскости холста. Художник стремится к декоративности цветовых отношений и обобщенности форм, что в целом способствует монументальности.Аналогичная художественная концепция присуща и двум следующим картинам начала 1900-х годов – «Иноземные гости» и «Заморские гости».

Н.К. Рерих. Заморские гости. 1901. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Н.К. Рерих. Заморские гости. 1901. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Обращаясь к языческой древности, Рерих выбирает соответствующие художественные образы – корабли с драконами на носах, красные паруса, синие реки. К названию «Заморские гости» художник добавляет «народная картинка», что указывает на связь художественного решения картины с народным искусством. Сочетание ярких красных, синих, зеленых цветов вносит впечатление жизнерадостности и ясности, так хорошо выражающих восприятие Рерихом древней жизни.Ретроспективная тема и стилизованное декоративное исполнение позволяют видеть в Рерихе художника модерна.Стиль модерн, сформировавшийся на рубеже веков, тесно связан с художественным мышлением. Он привнес в культуру новые образы, широко охватил все сферы творчества. Значительное влияние модерн оказал на изобразительное искусство. В этом стиле была заключена определенная двойственность: картина, написанная в стиле модерн, представляла собой особый мир, не столько отражавший реальную сущность предметов, сколько воплощавший мысли и представления художника. Так Рерих в символической форме создал идеально прекрасный мир славянской древности. Отсюда и тяготение к монументальности, обусловленное стремлением утвердить значение мира древних, их созидание, строительство городов («Город строят», 1902), постройку кораблей («Строят ладьи», 1902), торговлю, освоение новых земель («Славяне на Днепре», 1905). Здесь художник сконцентрировал все образы славянской жизни: поклонение идолам, торговлю с другими народами, защиту своей земли. Все изображение подчинено плоскости картины, что способствует впечатлению монументальности.

Н.К. Рерих. Славяне на Днепре. 1905. Русский музей, Санкт-Петербург

Н.К. Рерих. Славяне на Днепре. 1905. Русский музей, Санкт-Петербург

Монументальностью отличаются и его небольшие по формату произведения, запечатлевшие памятники древнерусской архитектуры. Рерих выполнил целую серию таких работ в 1902–1904 годах во время путешествия по старинным российским городам – Новгороду Великому, Пскову, Смоленску и многим другим. Он показал сохранившиеся с древних времен храмы, передав их красоту и величие. Один из них – «Воскресенский монастырь в Угличе». Художник акцентирует внимание на мощных архитектурных формах, не показывая ничего лишнего из окружения монастыря. Только сам архитектурный образ, который воспринимается как памятник.

Н.К. Рерих. Воскресенский монастырь в Угличе. 1904. Русский музей, Санкт-Петербург

Н.К. Рерих. Воскресенский монастырь в Угличе. 1904. Русский музей, Санкт-Петербург

С 1902 года и вплоть до окончательного отъезда из России в 1918 году Рерих был участником выставок «Мир искусства», а в 1910 – 1913-м возглавлял это объединение. Он экспонировал свои произведения также на выставках «Союза русских художников», парижском и петербургском Салонах, на выставках в Милане, Венеции, Берлине, Вене, Лондоне, Париже и на персональных выставках в России и за рубежом. В 1909 году он был избран членом Реймской академии и почетным членом Венского Сецессиона (в 1914 г. он отказался от этого звания). В ноябре 1909 года Рерих был утвержден в звании академика живописи.Основной идеей искусства Рериха была идея синтеза культур и религий, занимавшая его уже в начале 1900-х годов. Она нашла яркое воплощение в замечательном произведении, почти неизвестном у нас в России – картине «Сокровище ангелов» (1904–1905). Это произведение художник впервые показал на выставке Салона в 1909 году, затем – в 1911 году – на московской выставке «Мира искусства». В 1917 году, покидая Россию, Рерих увез картину с собой за границу; она находилась до 1935 года в Музее Рериха в Нью-Йорке. После финансового краха музея следы картины затерялись. Она была обнаружена в 1997 году в университете Брандайса, штат Массачусетс, реставрирована и продана арт-дилерами в 1998 году на аукционе Сотби. Отныне находится в Константиновском дворце («Дворце конгрессов») в Петербурге. Картина была выполнена как эскиз росписи для Храма Святого Духа в Талашкине под Смоленском – имении художника и мецената княгини Марии Клавдиевны Тенишевой, но в состав росписи не вошла и осталась самостоятельным произведением.

Н.К. Рерих. Сокровище ангелов. Эскиз росписи для Храма Святого Духа в Талашкине. 1904–1905. Государственный комплекс «Дворец Конгрессов» (Константиновский дворец), Стрельна

Н.К. Рерих. Сокровище ангелов. Эскиз росписи для Храма Святого Духа в Талашкине. 1904–1905. Государственный комплекс «Дворец Конгрессов» (Константиновский дворец), Стрельна

Художник представил в этой работе символический образ Райского Града, высокие стены и башни которого охраняют строгие ангелы с пышными крылами. У входа в Рай растет «Древо жизни» и лежит волшебный «Камень мудрости» – сокровище, упавшее на Землю с далекой звезды, как говорят древние индийские и тибетские легенды.Темы «древа жизни» восходит к ветхозаветным текстам и древнейшим культурам.Картина выполнена в золотистой и голубовато-лиловой гамме. Цвет в произведениях Рериха имеет символическое значение. Лиловый он использует как символ вечности, что соответствует средневековому искусству. Золотой и голубой в произведениях Рериха выражают божественное начало. В понимании Рерихом символического значения цветов мы видим постижение художником глубинных традиций духовной символики искусства Византии, Древней Руси и западноевропейского Средневековья.Тема «Древа жизни» проходит через целый ряд произведений Рериха. Мы видим этот образ в надгробном памятнике А. И. Куинджи (1913), над которым Рерих работал вместе с архитектором Алексеем Викторовичем Щусевым, скульптором Владимиром Александровичем Беклемишевым и мозаичистом Владимиром Александровичем Фроловым (памятник находится в Александро-Невской Лавре в Петербурге); в картинах «Гнездо Преблагое» (1912) и в серии монументальных панно 1914 года, созданных для молельни коллекционера Л. С. Лившица в Ницце. (Панно находятся в музее Горловки на Украине.)  В нескольких панно этой серии Рерих изобразил различных святых у «Древа жизни», на ветвях которого сидят пеликаны – символ жертвенной любви.

Н.К. Рерих. Эскиз мозаики для памятника А.И. Куинджи. 1913. Русский музей, Санкт-Петербург

Н.К. Рерих. Эскиз мозаики для памятника А.И. Куинджи. 1913. Русский музей, Санкт-Петербург

Утверждая в своем творчестве идею синтеза культур, Рерих призывал к единению человечества. Он воспринимал культурные ценности, созданные в различных частях света, как единый поток творческого сознания и духовной жизни, видел глубокую взаимосвязь культур.В 1905 году в творчество Рериха активно входит тема Индии.В восьмом номере журнала «Весы» за 1905 год Рерих поместил сказку на индийскую тему «Девассари Абунту» и воспроизведение двух работ на тему этой сказки: «Девассари Абунту с птицами» и «Девассари Абунту превращается в камень». Сказка навеяна древними индийскими преданиями о перерождении. Героиня сказки духовно связана со всеми явлениями природы: она понимает язык птиц, цветов и трав; а умирая, превращается в камень, оставаясь частью природы. Цветовое решение картин символично: яркие розовые с синим красочные сочетания создают образ экзотической природы Индии.Дальнейшему ознакомлению Рериха с культурой азиатских стран способствовала выставка предметов индийского культа, организованная в залах Зимнего дворца известным востоковедом князем Э. Э. Ухтомским в 1893 году. На выставке были представлены памятники искусства, привезенные из путешествия Наследника – цесаревича Николая Александровича, будущего императора Николая II, по странам Востока. Князь Э. Э. Ухтомский (в дальнейшем – сотрудник Эрмитажа) сопровождал Наследника в путешествии по Индии, Цейлону, Сингапуру, Бангкоку и Японии. Вскоре он издал три прекрасно иллюстрированные тома с описанием этого путешествия. Благодаря материалам выставки Рерих больше узнал о богах и героях индийских легенд, увидел статуэтку коня Чинтамани, несущего «Камень мудрости» (c изображением трех шаров – аллегории вечности), и получил подтверждение преданию о стране мудрецов Шамбале, о которой слышал еще от В. В. Стасова и ранее знал из истории путешествия в эту страну древнеримского врача Аполлония Тианского . В дальнейшем эти образы найдут свое воплощение в творчестве Рериха.Перед художниками рубежа веков встала проблема искусства «большого стиля», настенных росписей и панно.Она была связана с общей для этого времени проблемой возрождения традиций монументально-декоративного искусства. В этом виде творчества работали крупнейшие художники – Виктор Михайлович Васнецов, Михаил Александрович Врубель, Михаил Васильевич Нестеров. Рерих еще в 1890-х годах мечтал о работе на больших плоскостях. Его судьба сложилась так, что он получил прекрасную возможность вместе с ведущими архитекторами современности участвовать в создании новой эстетической среды – в постройке и украшении храмов и жилых интерьеров.Художественная концепция Рериха воплотилась в большом цикле его живописных панно «Богатырский фриз» (1910). Работа была выполнена по заказу владельца крупнейших мануфактур, фабриканта, почетного гражданина Петербурга Филадельфа Геннадиевича Бажанова для его столичного особняка на Николаевской ул., 72 (ныне ул. Марата, 72). Рерих создал семь сюжетных и двенадцать декоративных панно, разместив их с учетом особенностей интерьера. На огромных холстах изображены персонажи русских былин – Илья Муромец, Микула Селянинович, Садко и другие.Панно «Садко» воспринимается как ожившая сказка. Город вдали освещен лучами солнца, над рекой протянулись золотые облака. Корабли Садко спокойно плывут мимо деревянных городских стен. Живопись Рериха поражает насыщенностью, богатством и разнообразием оттенков с преобладающим звучанием лиловых, зеленых и розовых тонов с золотисто-желтым. В «Баяне» и «Витязе» фигуры в нарядных, сверкающих золотом одеждах помещены на фоне бледно-лиловых стен; в «Илье Муромце» богатырь на белом сказочном коне представлен среди бескрайних пространств, где зеленые и лиловые дали создают особую атмосферу пустынной древней земли, а затаившиеся среди холмов поселения напоминают о далекой эпохе. Черты модерна сказались в обращении к древнерусским легендарным сюжетам и в стилистике произведений – выборе колористической гаммы, декоративном звучании цвета, духовной атмосфере картин.

Н.К. Рерих. Баян. 1910. Русский музей, Санкт-Петербург

Н.К. Рерих. Баян. 1910. Русский музей, Санкт-Петербург

Н.К. Рерих. Витязь. 1910. Русский музей, Санкт-Петербург

Н.К. Рерих. Витязь. 1910. Русский музей, Санкт-Петербург

Н.К. Рерих. Илья Муромец. 1910. Русский музей, Санкт-Петербург

Н.К. Рерих. Илья Муромец. 1910. Русский музей, Санкт-Петербург

С 1906 по 1914 год Рерих выполнил около сорока эскизов для храмов России и Украины. Сохранились до наших дней мозаики на фасаде церкви Покрова Богородицы в селе Пархомовка под Киевом; мозаика над южным входом («Спас и князья святые») в Троицком соборе Почаевской лавры; мозаика «Спас» над входом в церковь св. Духа в Талашкине и – частично поврежденные – росписи в часовне св. Анастасии в Пскове. Храм св. апостолов Петра и Павла на Пороховых заводах в поселке Морозовка под Шлиссельбургом был разрушен в годы Великой Отечественной войны. На его фасаде были четыре прекрасных мозаики Рериха, изображавшие святых Бориса и Глеба, Спаса, апостолов, архистратига Михаила. Мозаики по эскизам Н. К. Рериха были выполнены в мозаичной мастерской В. А. Фролова в Петербурге.

Н.К. Рерих. Покров Богородицы. 1906. Мозаика на фасаде церкви Покрова Богородицы в селе Пархомовка. Архитектор В.А. Покровский

Н.К. Рерих. Покров Богородицы. 1906. Мозаика на фасаде церкви Покрова Богородицы в селе Пархомовка. Архитектор В.А. Покровский

Н.К. Рерих. Спас и князья святые. 1910. Мозаика на фасаде Троицкого собора в Почаевской лавре. Архитектор А.В. Щусев

Н.К. Рерих. Спас и князья святые. 1910. Мозаика на фасаде Троицкого собора в Почаевской лавре. Архитектор А.В. Щусев

Особенно широко известен по воспроизведениям эскиз алтарной росписи церкви Святого Духа в Талашкине «Царица Небесная над рекой жизни» (настенная роспись не сохранилась). «Река жизни» – символический образ из «Откровения» Иоанна Богослова. В образе Царицы Небесной синтезировались черты различных культур – индийский тип красоты и декор, восходящий к традициям искусства западноевропейского Средневековья и Древней Руси. Розовые, серебристо-белые и лиловые краски соответствовали светлому образу Царицы Небесной. Рерих мечтал воплотить в убранстве Храма Духа мысль о синтезе верований народов как пути к единению человечества, искоренения вражды между представителями различных конфессий. Он писал: «Направьте мысль на общность религий всего мира» . Призывал последовать примеру знаменитого царя Соломона (Х в. до н. э.), приглашавшего все народы Земли в построенный им Храм . «Осталось непонятым стремление Соломона к Единому Храму, приютившему все прочие проявления молений» .Рерих вспоминал, что пример такого храма уже имел место в истории – при Акбаре Великом, выдающемся правителе империи Великих Моголов в Индии (1542–1605). Около Агры «стоит еще Храм объединенной религии, где в росписях остались фрагменты буддийских, христианских и индусских изображений» .Рерих гордился тем, что в его семье «давно произошло объединение религий»: сам Рерих украшал православные храмы и участвовал в постройке буддийского храма в Петербурге. Сын художника, Юрий Николаевич, «дал “Историю буддизма”. Отец жены Рериха, архитектор Иван Иванович Шапошников, “дал проект синагоги”» .Наряду с древнерусскими и индийскими темами, Рерих обращался к западноевропейскому Средневековью. C 1907 по 1910 год художник создал серию картин «Викинг», куда вошли «Варяжское море», «Триумф викинга», «Могила викинга», «Песнь о викинге». Произведения этой серии отличаются эмоциональностью и передачей настроения. Лиризм в картинах Рериха имеет возвышенный обобщающий смысл.

Н.К. Рерих. Песнь о викинге. 1907. Частная коллекция, Соединенные Штаты Америки

Н.К. Рерих. Песнь о викинге. 1907. Частная коллекция, Соединенные Штаты Америки

Следует отметить, что воззрения Рериха были вообще необычайно прогрессивны. Его мысли о единении, синтезе культур имеют существенное значение также и для современности. В контексте распространяемых на рубеже ХIХ–ХХ веков учений, утверждавших господство какой-либо одной расы (а мы знаем, чем это обернулось для прошлого века), мировоззрение Рериха отличал высокий гуманизм. Художник намного опередил свое время.Проблема синтеза культур, занимавшая Рериха, отражена и в его работе для театра. Он сотрудничал с деятелями «Мира искусства» Александром Николаевичем Бенуа, Львом Самойловичем Бакстом и Сергеем Павловичем Дягилевым. С. П. Дягилев – человек необыкновенной энергии и огромного личного обаяния – умел привлечь к себе талантливую молодежь. С прекращением работы журнала в 1904 году он перенес свою просветительскую деятельность в область театра. Знаменитые «Русские сезоны» Дягилева прославили русскую музыку и балет в странах Европы и Америки.

Л.С. Бакст. Портрет Дягилева с няней. 1906. Русский музей, Санкт-Петербург

Л.С. Бакст. Портрет Дягилева с няней. 1906. Русский музей, Санкт-Петербург

Рерих был одним из видных театральных художников антрепризы наряду с Л. С. Бакстом и А. Н. Бенуа. Большую славу заслужили рериховские эскизы к опере Александра Порфирьевича Бородина «Князь Игорь» (1909). Здесь вы видите эскиз декорации «Половецкий стан» к опере «Князь Игорь». На фоне этой декорации звучала знаменитая музыка А. П. Бородина и шли бурные, темпераментные пляски в постановке знаменитого балетмейстера Михаила Фокина. После смерти С. П. Дягилева в 1929 году Рерих опубликовал статью под названием «Венок Дягилеву». Вспоминая о временах сотрудничества с этим выдающимся деятелем русской культуры, Рерих назвал его «искренним рыцарем эволюции и красоты». Художник писал: «Когда вспоминаем личность и труды Дягилева, перед нами встает благороднейший и гигантский итог синтеза. Его широкое понимание, непобедимая личная бодрость и вера в красоту создали прекрасный, незабываемый пример для молодых поколений. Пусть они учатся, как хранить ценности прошлого и как служить для самой созидательной и прекрасной победы будущего. Несказанно радостно вспоминать эпопею Дягилева» . Следует подчеркнуть, что с деятелями «Мира искусства» Рериха сближала не только идейно-художественная, но и просветительская работа, которая велась на страницах журнала и объединяла художников самых разных индивидуальностей на выставках.

Н.К. Рерих. Половецкий стан. Эскиз декорации к опере А.П. Бородина «Князь Игорь». 1909. Русский музей, Санкт-Петербург

Н.К. Рерих. Половецкий стан. Эскиз декорации к опере А.П. Бородина «Князь Игорь». 1909. Русский музей, Санкт-Петербург

Помимо работы в «Русских сезонах» Рерих создал множество театральных эскизов для осуществленных и неосуществленных спектаклей на сценах Петербурга и Москвы – опер Рихарда Вагнера, пьес Генрика Ибсена, Мориса Метерлинка и др.В зарубежный период Рерих также выполнил ряд заказов для различных театров.Важнейшей частью творчества Рериха была литературная деятельность, которая началась еще в юности и сопровождала художника до конца его жизни. О чем бы ни писал Рерих – о необходимости охраны памятников старины, о древнерусских иконописцах, о реставрации фресок – везде присутствуют мысли о воспитании, забота о будущих поколениях. «Растите в себе творческие мысли, помня, что по мощи ничто не сравнится с силою мысли, – обращался он к читателям. – С улыбкой истинного познания внушайте детям вашим непобедимое желание созидать» . «Развивайте инстинкт творчества с самых малых лет ребенка, – убеждал Рерих. – Уберегите его от гримасы жизни. И дайте ему счастливую, смелую жизнь, полную деятельности и светлых достижений. …Откройте ребенку пути благословения!»  Активная просветительская работа Рериха была связана с педагогической и административной деятельностью: 1906 году он возглавил Рисовальную школу при Обществе поощрения художеств и сам вел там класс композиции. В качестве директора Рерих много сделал для оживления системы преподавания, пригласил новых учителей, среди них – своих товарищей, учеников А. И. Куинджи, ввел целый ряд дисциплин – иконопись, музыку, организовал концерты. Состав учащихся при нем стал более демократичным. В Школе Рериха учились в разное время известный советский скульптор Иван Дмитриевич Шадр и знаменитый во всем мире художник Марк Шагал. На посту директора Школы Рерих оставался до 1917 года.Незадолго до Первой мировой войны Рерих принял самое активное участие в создании предполагаемого Музея древнерусского искусства. Проект музея разработал архитектор С. С. Кричинский. Строился музей в Царском Селе с 1913 по 1914 год под наблюдением Дмитрия Николаевича Ломана, который перед началом строительства совершил поездку по древним русским городам для изучения памятников старинной архитектуры. Новый архитектурный комплекс в Царском Селе получил название «Городок при Федоровском Государевом соборе» (так как он находится возле Федоровского собора). Музейный ансамбль был известен под названием «Федоровский городок». Он построен в стиле древнерусской архитектуры, с крепостной стеной и каменными воротами, украшенными резьбой. Внутри крепости были расположены пять домов, в которых предполагалось собрать уникальную коллекцию предметов древнерусской материальной культуры.Однако замысел создания музея не был осуществлен – помешала Первая мировая война. В 1914 году в зданиях городка разместился лазарет для солдат, а в 1916 году – офицерский лазарет. В настоящее время этот оригинальный архитектурный ансамбль предполагается реставрировать.В творчестве Рериха ярко прослеживается мысль о единстве человека и Космоса. Космическая тема проходит в символической форме через картины «Небесный бой» (1912), «Веления неба», «Стрелы неба – копья земли» (все – 1915) и другие работы.В картине «Веления неба» изображены древние люди, вопрошающие небеса о будущем. Небо охвачено красным зловещим заревом, предвещающим бедствия. Картина написана в 1915 году, когда шла Первая мировая война.

Н.К. Рерих. Веления неба. 1915. Русский музей, Санкт-Петербург

Н.К. Рерих. Веления неба. 1915. Русский музей, Санкт-Петербург

Рерих остался в мире реальных образов, но его картины пронизаны космизмом. Явления земной жизни он связывал с действием космических сил, показывая, что направляющая сила исходит из Космоса. Эта мысль ярко проведена и в картине «Стрелы неба – копья земли» (1915): символическое красное зарево пожарищ полыхает на небе и на земле, где идет мировая война. На фоне огненных облаков летят красные облачные стрелы, которым вторят колыхающиеся копья и знамена войска, движущегося за холмом.

Н.К. Рерих. Стрелы неба – копья земли. 1915. Государственный музей изобразительных искусств Туркмении, Ашхабад

Н.К. Рерих. Стрелы неба – копья земли. 1915. Государственный музей изобразительных искусств Туркмении, Ашхабад

Мысль об отражении макрокосмических явлений в микрокосмическом мире прослеживается во всем творчестве Рериха и сходна с позицией известного философа Владимира Сергеевича Соловьева, содержащейся в его стихотворении, опубликованном в собрании сочинений 1915 года:

Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами
Только отблеск, только тени 
От незримого очами.
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий
Только отзвук искаженный
Торжествующих созвучий.

В годы, предшествующие Первой мировой войне, и во время войны художник создал целый ряд своеобразных символических произведений, где в иносказательной форме отразил трагические события. Одновременно из-под его кисти выходят картины, которые говорят о доброте и милосердии.Теме святых помощников посвящена картина «Три радости» (1916). На ней изображен украшенный резьбой крестьянский дом и большой двор. На лавочке сидят старец, женщина и отрок – три поколения. Ворота гостеприимно распахнуты. Во двор входят странствующие музыканты. Художник показал, что крестьяне, изображенные в картине, живут праведной жизнью, и поэтому им помогают святые: Георгий пасет стада, Никола охраняет их, Илья жнет рожь. Три радости – трое святых, благословляющих праведников. Плоскостно-декоративное решение картины навеяно иконописью, которую художники особенно пристально изучали в начале ХХ века (после того, как были раскрыты «Троица» Андрея Рублева в 1904 году и другие произведения древнерусской живописи).

Н.К. Рерих. Три радости. 1916. Русский музей, Санкт-Петербург

Н.К. Рерих. Три радости. 1916. Русский музей, Санкт-Петербург

В предчувствии грядущих мировых потрясений Рерих постоянно обращался к мысли о необходимости принятия действенных мер для сохранения культурных ценностей. Еще в период Русско-японской войны 1904–1905 годов он обдумывал Пакт об охране памятников культуры. Во время Первой мировой войны он обратился к правительству с предложением о заключении Пакта об охране памятников культуры на случай военных действий: «Война! И Государь, и Великий Князь Николай Николаевич сочувственно внимают предложению всенародной охраны Культурных сокровищ, – вспоминал впоследствии Рерих. – Вот-вот уже как будто и состоится! А вместо того – беда всенародная!»  В дальнейшем, в 1929 году Рерих специально приезжал в Америку из Индии, где он жил, для юридического признания Пакта.В первые же месяцы мировой войны Рерих возглавил Комиссию художественных мастерских для увечных и раненых воинов. Он организовал в октябре 1914 года выставку и аукцион в пользу лазарета, отдав на него коллекцию майолики и ряд других художественных произведений своего собрания. Сделал также крупные денежные пожертвования в пользу раненых и их семей.В 1915 году Рерих отметил 25-летний юбилей своей творческой деятельности. В следующем, 1916 году, вышла в свет книга, содержащая статьи о его искусстве виднейших критиков и многочисленные репродукции его произведений.В декабре 1916 года Рерих с семьей выехал в Сердоболь (Сортавала, Карелия).В начале 1917 года художник приехал на некоторое время в Петроград (Петербург во время войны был переименован). Он принял участие в выставке «Мир искусства», состоявшейся в феврале – марте 1917 года.Наступили грозные исторические события: крушение империи, падении монархии. В марте того же года Рерих работал в «Комиссии по делам искусств» вместе с Александром Николаевичем Бенуа, Алексеем Максимовичем Горьким и другими деятелями культуры.В мае 1917 года Рерих возвратился в Карелию. Письма его к друзьям и сослуживцам полны тревоги за происходящие события и судьбы русского искусства.В карельской тишине, среди любимой им природы Севера, Рерих записывает свои мысли: «…В этой жизни ценен лишь труд творчества. Да будет благословенно все, что происходит в жизни под знаком водительства духа» .Художник понимал, что его картины не будут востребованы на родине, охваченной пламенем гражданской войны. Он поверял свои мысли друзьям: «И мы еще будем, безработными, сидеть на своих творениях. …Голова работает ясно, образы выявляются, и нужные только для меня вещи наполняют ящик» .В это время Рерих пишет картину «Святой остров», где изображена возвышающаяся среди моря высокая скала, освещенная призрачным золотым светом. Это символический образ, олицетворяющий высшее «я» человека, его бессмертный дух.В его творчестве по-прежнему остается ведущей космическая тема. Своеобразное воплощение она получила в серии картин «Вечные всадники» (1918). Образы рыцарей ночи, дня, утра и вечера, рожденные облаками, проносятся над землей в таинственных отблесках света. Тема кораблей и рыцарей-всадников разрабатывалась в русском искусстве начала ХХ века Рерихом и Василием Васильевичем Кандинским. Истоки образа – в западноевропейском средневековом и древнерусском искусстве. Рериховские образы вечных всадников возникают из облаков. Он и раньше писал облака, выражающие высшие силы и веления. В разные годы художник создал множество рисунков и картин пастелью и темперой, запечатлев меняющиеся формы облаков. Рериховские облака, как и многие образы в его искусстве, заключают в себе некую тайну: «Выше облачных сводов не созидалось храмов. Ярче звезд и луны не светили огни торжеств. …Где отличить то, что должно погибнуть, и то, что должно породить следствие. В великана Голиафа верили толпы и что для них был Давид?»  Последний приезд Рериха в Петроград состоялся 2–3 января 1918 года. Он произнес речь на заседании комитета Школы о великом значении искусства для народа.Затем Рерих покинул Советскую Россию и началась его работа за рубежом.

Вопросы 

1. В какой семье родился Рерих?
2. Расскажите об интересах Рериха в детские и юношеские годы. Как они отразились на его жизни?
3. Что дало ему знакомство с В. В. Стасовым?
4. У кого учился Рерих в Академии художеств?
5. Какие картины написал Рерих по возвращении из Парижа в 1901 году?
6. Что писал Рерих во время путешествия по старинным российским городам?
7. Что вы запомнили из рассказа о картине «Сокровище ангелов»?
8. Какой образ выбрал Рерих для мозаики на памятнике Куинджи?
9. Когда Рерих заинтересовался культурой Индии, и в каких его ранних произведениях это проявилось?
10. Расскажите о серии панно «Богатырский фриз». Какая картина из этой серии панно вам больше всего понравилась?
11. Какой самый знаменитый эскиз Рериха для театральной постановки? 
12. В каких картинах отразились мысли Рериха о связи человека и Космоса? 
13. Что вы запомнили о работе Рериха на посту директора Рисовальной школы Общества поощрения художеств? 
14. Когда Рерих покинул Советскую Россию?

Часть 2. Жизнь и работа Рериха за рубежом

В октябре 1918 года Рерих получил приглашение из Швеции от профессора Оскара Биорка заняться делами русского отдела Балтийской выставки 1914 года, на которой были и его работы. «Я чувствую силу начать новую страницу жизни. Мне ничто не мешает. Бывшее уже не касается меня» , – пишет Рерих. Он уезжает с семьей в Стокгольм, где 8 ноября 1918 года открывает выставку своих произведений. Так началась выставочная работа Рериха в странах северной Европы. После Стокгольма выставка состоялась в Копенгагене и Хельсинки, а в мае 1920 года – в Лондоне, куда художник приехал в 1919 году.В то время в Лондоне проходили гастроли антрепризы С. П. Дягилева, предложившего Рериху оформить ряд постановок. Рерих создал эскизы, но не все предполагаемые спектакли состоялись.Художник намеревался осуществить давно задуманную поездку в Индию, но по разным причинам он не смог это сделать в тот период. Неожиданно он получил приглашение от директора Чикагского института искусств на выставочное турне по Америке. В начале октября 1920 года Рерих был уже в Нью-Йорке. Главной своей целью пребывания в Америке художник считал не только выставочную работу, но и стремление познакомить американцев с русской культурой. Выставка произведений Рериха прошла в двадцати девяти городах Америки. Она имела огромный успех; многие картины были приобретены коллекционерами. Кроме устройства выставки, художник сразу занялся просветительской работой: он читал лекции о системе преподавания в своей петербургской Школе при Обществе поощрения художеств, о русском искусстве и, завоевав огромный авторитет, нашел материальную и духовную поддержку в художественных кругах для создания Мастер-Института Объединенных искусств, который основал в ноябре 1921 года в Нью-Йорке. Несколько ранее, в апреле, по инициативе Рериха было учреждено в Чикаго художественное объединение «Пылающее сердце» («Сor Ardens»), а в июле 1922 года создан международный культурный центр «Corona Mundi» («Венец мира») в Нью-Йорке. На основе этого центра в середине 1930-х годов возникла Всемирная Лига Культуры. Главной задачей этих организаций была просветительская и выставочная работа. Лекции читали специалисты по истории мировой культуры. Так проводилась в жизнь идея Рериха – объединение народов через искусство. До этих общественно значимых просветительских учреждений в Америке не было подобных школ. Преподавание в них было бесплатным. Помимо обычных художественных дисциплин, Рерих организовал в Институте Объединенных искусств классы по скульптуре и музыке для слепых. Он перенес в Америку лучшие черты своего педагогического опыта: внимательное отношение к творческой индивидуальности и личности учеников, широкий социальный охват учащихся, подбор заинтересованных, талантливых преподавателей.В 1921 году в России был голод. Благотворительные организации из многих стран и частные лица посылали свою помощь голодающим. В это время в Берлине вышла в свет книга стихов Рериха «Цветы Мории» (Мория – индийский Махатма, которого Рерихи считали своим руководителем).Рерих издал эту книгу в пользу голодающих в России.Содержание картин, написанных в Америке в 1920–1922 годах, позволяет говорить о воплощении в них мечты о странах Востока. Этот таинственный мир символически изображен в картине «Сон Востока» (1920): огромная голова сказочного великана, вызывающая в памяти персонаж пушкинской поэмы «Руслан и Людмила», одиноко возвышается среди пустынных земель. Впоследствии, во время второй экспедиции по Гималаям, в 1927 году, Рерих написал аналогичную картину под названием «Явление срока», где та же голова представлена с открытыми глазами, – знак того, что Восток открыл художнику свою тайну. Так сам Рерих объяснил сюжет этих картин .Одновременно он работал над пейзажами Америки и Мексики и создал серию «Святые», посвященную родине: «И мы трудимся», «И мы не боимся» и другие картины. На этих полотнах запечатлена ушедшая в историю Россия: в глубоких синих, лиловых, розовых и золотых тонах предстает созданный Рерихом мир святых и праведников, среди озер и лесов, заснеженных пространств, высоких монастырских стен.</p><div id=» class=»size-full wp-image-1073″ src=»http://backend-data.hello-museum.ru/resources/images/Roerich19.jpg» style=»width:100%» />Н.К. Рерих. «И мы не боимся». 1922. Фонд ART RUSSE (Собрание А. Филатова), Россия

Н.К. Рерих. «И мы не боимся». 1922. Фонд ART RUSSE (Собрание А. Филатова), Россия

Рерих покинул Америку в мае 1923 года. Лето и осень он провел в Швейцарии и Франции. Заручившись поддержкой американских и европейских научных организаций, он получил от Британского правительства разрешение на экспедицию в Индию.2 декабря 1923 года Рерих ступил на индийскую землю. Началась новая эпоха в жизни художника. Он направился из Бомбея к северным областям, где собирался организовать научно-художественную экспедицию. В конце декабря Рерих остановился в княжестве Сикким, расположенном на южных склонах восточных Гималаев. Пышная растительность Сиккима, разнообразный животный мир, яркие необычные краски природы – все это вызвало к жизни целый ряд картин, где отражены новые впечатления. К 1924 году относится и серия картин «Знамена Востока», где художник, верный своей идее синтеза, представил святых, пророков и основателей различных религий и философских учений: Моисея, Будду, Иисуса Христа, китайских и тибетских мудрецов – Конфуция, Лао-цзе и других.Всего в этой серии более двадцати картин вместе с этюдами. Из российских духовных наставников в этот пантеон попал Сергий Радонежский, очень почитаемый Рерихом. Картина, посвященная Сергию, одна из самых эмоциональных в этой серии. Великий духовный Учитель Древней Руси изображен в тишине зимнего леса, среди покрытых снегом деревьев. Он строит часовню. Здесь же спокойно сидит его верный спутник медведь. На фоне голубовато-белого снега возвышаются темные силуэты деревьев. В склоненной фигуре Сергия художник передал сосредоточенность и духовную самоуглубленность. Картина «Моисей Водитель» также производит сильное впечатление. Моисей жил в ХIII веке до н. э. Он был воспитанником дочери фараона . Моисей известен тем, что вывел свой народ, древних израильтян, из египетского подчинения и получил от Бога на горе Синай знаменитые десять заповедей, которые легли в основу всей человеческой цивилизации. Моисей считается автором первых пяти книг Библии – «Пятикнижия». Его образ в картине Рериха отличается огромной внутренней энергией.

Н.К. Рерих. Сергий Строитель. 1924. Центр-музей Н. К. Рериха, Москва

Н.К. Рерих. Сергий Строитель. 1924. Центр-музей Н. К. Рериха, Москва

Н.К. Рерих. Моисей Водитель. 1924. Центр-музей Н.К. Рериха, Москва

Н.К. Рерих. Моисей Водитель. 1924. Центр-музей Н.К. Рериха, Москва

Н.К. Рерих. Будда Победитель. 1925–1926. Центр-музей Н.К. Рериха, Москва

Н.К. Рерих. Будда Победитель. 1925–1926. Центр-музей Н.К. Рериха, Москва

Моисей показан в сильном порыве движения. Протянув вперед руки, устремленный к далекой цели, он слышит голос Бога. Выразителен его мощный силуэт на темно-синем небе. Над Моисеем сверкает великолепное сияние, дающее ему духовные силы и мудрость. Будда – индийский философ – изображен сидящим в пещере на берегу подземного озера. Победив мирские желания, он достиг гармонии и покоя.

Первым этапом экспедиции Рериха оказался Сикким. Рерих посетил старинные монастыри, встречался с ламами и отшельниками. Там же он собирал и записывал древние предания. В изучении их Рериху помогал его старший сын Юрий, который, несмотря на свой еще довольно молодой возраст (напомним, что он родился в 1902 году), был специалистом в области лингвистики и востоковедения. Он закончил к этому времени Парижский и Гарвардский университеты по кафедре индийской и тибетской филологии. Юрий Николаевич Рерих был феноменально одаренным человеком. Он владел многими европейскими и восточными языками и стал со временем выдающимся ученым-востоковедом, имя которого известно во всем мире. Ю. Н. Рерих оказал неоценимую помощь отцу в его изысканиях и сам во время экспедиций сделал целый ряд научных открытий. При помощи Ю. Н. Рериха художник беседовал с духовными лицами о Шамбале – таинственной стране мудрецов, легендами о которой очень интересовался Рерих.

С.Н. Рерих. Портрет Ю.Н. Рериха. 1930-е. Не окончен. Архив Международного центра Рерихов, Москва

С.Н. Рерих. Портрет Ю.Н. Рериха. 1930-е. Не окончен. Архив Международного центра Рерихов, Москва

В период пребывания Рериха в Сиккиме в 1924 году сторонники просветительской деятельности художника и почитатели его творчества открыли в Нью-Йорке Музей его имени. (Музей был основан в ноябре 1923 года.) Рерих подарил Музею 315 картин и впоследствии прислал из Индии еще сотни своих произведений и коллекцию предметов буддийского культа. В 1929 году был построен 24-этажный небоскреб, в котором разместились помещения Музея, театр и Мастер-Институт Объединенных искусств. Все эти учреждения работали до 1935 года, когда, воспользовавшись отсутствием Рериха, финансовый директор Луис Хорш уволил преданных художнику сотрудников и по подложным документам присвоил себе коллекции Музея, несмотря на Декларацию, подписанную Рерихом, по которой картины Музея художник дарил американскому народу. Этот документ Луис Хорш не оформил. Судебный процесс длился несколько лет и закончился, как ни странно, оправданием Хорша. Музей прекратил на несколько лет свое существование, часть коллекций была распродана и рассредоточена. В 1949 году стараниями бывших сотрудников Рериха возобновилась работа Музея, но уже в другом здании.Осенью 1924 года Рерих вновь был в Америке, где получил разрешение вести экспедицию под американским флагом. В это же время была учреждена известная гуманитарная Американо-Русская культурная ассоциация (АРКА). Почетным председателем ее избран Рерих.В январе 1925 года, по прибытии в Индию, Рерих начал подготовку к Центрально-Азиатской экспедиции.Об экспедиции Рериха 1925–1928 годов существует большая литература. Это и всемирно известные книги самого художника, и дневники, которые вели Ю. Н. Рерих, врач экспедиции Константин Николаевич Рябинин и другие участники. Рерих и его спутники (в их числе три женщины – жена художника, Елена Ивановна Рерих, и две ее молодые помощницы) мужественно перенесли все трудности. Экспедиция двигалась по горным ущельям и перевалам, ледяному покрову на большой высоте, подвергалась нападению разбойников; все члены экспедиции страдали от недоедания и жестоких морозов. От холода и болезней погибло пять человек и девяносто верблюдов. Рерих вспоминал: «В студеную зимнюю пору на Тибетских нагорьях под снегом пропал подножный корм. Верблюды посылаются за три или четыре дня пути, где предполагалась трава. Оказалась и эта надежда тщетной, и там выпал глубокий снег, и корму не нашлось. Помним в нашем стане яркое зимнее утро, по блистающему снежному нагорью издалека движется какое-то животное. Верблюд! Без человека. Медленно и величаво приближается к шатрам одинокий, отощалый верблюд. Уверенна его поступь. Из последних сил он спешит туда, где его раньше кормили. Он признал стан своим домом и не ошибся. Конечно, из последних остатков зерна он был накормлен. Были распороты вьючные седла, чтобы достать клок соломы. И все-таки он выжил, этот единственный и верный верблюд. Он выжил и потом дошел с нами через все перевалы по узким карнизам до Сиккима. Мы подарили его сиккимскому магарадже, и, может быть, еще и сейчас он живет на его землях. Это был первый двугорбый верблюд, пришедший в Индию от Тибета. Все окрестные жители сбежались глазеть на него, а он спокойно помотал головою, и, как темный агат, были глубоки и блестящи умные глаза его» . Врач экспедиции К. Н. Рябинин отмечал, что задержка экспедиции принесла ее участникам огромный моральный и материальный ущерб. «Кроме того, – пишет Рябинин, – Николай Константинович – гениальный художник с мировым именем и славой, зарабатывает, как мне известно, не менее пятнадцати тысяч американских долларов в месяц только своими художественными творениями. Здоровье его за это время, как и у всех нас, сильно пострадало, главным образом со стороны полного истощения сердца и нервной системы» . Характерно, что Рерих никогда не писал о понесенных убытках, а только о гибели людей и каравана. Несмотря на то, что экспедиция проходила в тяжелейших условиях, ее участники увидели такие пейзажи и памятники культуры, которые были поистине удивительны и послужили основой для произведений Рериха. Во время экспедиции, в июне – сентябре 1926 года, художник, его жена и сын, Юрий Николаевич, побывали в Москве и на Алтае.Экспедиция Рериха преследовала не только научные и художественные цели. Из опубликованных в 1996–1999 годах дневников участников экспедиции, главным образом, доктора К. Н. Рябинина, стало известно, что Рерих шел в Тибет в качестве главы Всемирного союза западных буддистов, центр которого находился в Америке. В сущности, эта экспедиция являлась американской миссией западных буддистов в Лхасу, духовную столицу Тибета, доступ в которую в течение многих веков был закрыт для иностранцев. На Рериха как на главу миссии было возложено поручение обратиться с просьбой к Далай-Ламе возглавить не только буддистов Востока, но и Запада. В случае неудачи экспедиции в Америке предполагалось избрание главы западных буддистов, назначенное на 24 ноября 1927 года, что раскололо бы буддистский мир на западный и восточный. Именно это и произошло.Рерих скомпрометировал себя в глазах британских властей поездкой в Советскую Россию летом 1926 года. Британское влияние на местные тибетские власти сказалось в том, что экспедиционный караван был задержан в ледяной пустыне на подступах к Лхасе. Рериху был запрещен вход в Священную столицу Тибета.Окончанием экспедиции считается май 1928 года. Ю. Н. Рерих вспоминал: «В Дарджилинге экспедиция была официально распущена, ее участники вернулись домой, унося с собой воспоминания о могучих снежных цепях гор, ревущих горных потоках и бескрайних пустынях.Несмотря на огромные трудности, включая политические перевороты и неблагоприятные для путешествий сезонные смены погоды, во время которых экспедиции часто приходилось продолжать свой путь, она достигла замечательных успехов и вернулась с уникальным описанием районов Внутренней Азии» .Рерихи поселились в долине Кулу у подножия Гималаев. В июле 1928 года Рерих основал Гималайский институт научных исследований («Урусвати») при поддержке ученых Индии, Америки и других стран. Директором института стал Юрий Николаевич Рерих. Среди сотрудников был и младший сын художника – Святослав Николаевич, ботаник и живописец. Институт работал до начала 1940-х годов.Во второй половине 1929 года Рерих с сыном, Юрием Николаевичем, вновь посетил Америку, где выступал на конференциях и встречался с учеными. 17 октября 1929 года в его присутствии в Нью-Йорке был открыт Музей его имени, о котором говорилось выше . Рерих добился в Америке юридического оформления Пакта об охране памятников культуры. В Нью-Йорке, Париже, Брюгге и других городах были учреждены постоянные комитеты рериховского Пакта. В 1932 году Рерих написал картину «Мадонна Орифламма» (Орифламма – знамя), в связи с юридическим оформлением Пакта. На картине представлена Мадонна, в руках которой знамя Пакта – три шара в круге – символ вечности.

Н.К. Рерих. Мадонна Орифламма. 1932. Музей Н.К. Рериха в Нью-Йорке, Соединенные Штаты Америки

Н.К. Рерих. Мадонна Орифламма. 1932. Музей Н.К. Рериха в Нью-Йорке, Соединенные Штаты Америки

Еще раз Рериху довелось побывать в Америке в первые месяцы 1934 года в связи с тем, что он получил предложение от департамента земледелия США организовать экспедицию к пустыням Центральной Азии для сбора семян засухоустойчивых растений. Экспедиция Рериха 1934–1935 годов работала в Японии, Маньчжурии, северо-западных районах Китая и в пустыне Гоби.В экспедиции и были получены сведения о подписании 15 апреля 1935 года президентом Рузвельтом Пакта Рериха. Это было событие огромной важности. Отклики шли буквально из всех стран мира. Особенно близкими проблемы Пакта оказались русским людям, «в рассеянии сущим», по выражению Рериха. Эмигрантский Объединенный Комитет Русских Национальных Организаций в Калифорнии обратился к Рериху с письмом: «С большим удовлетворением прочли мы о заключении знаменитого Пакта Рериха. Этим Пактом вводится официальная защита художественных произведений и от неожиданного вандализма, и от вандализма, имеющего место во время военных действий. Честь и слава Вам, Николай Константинович, как инициатору такого великого акта.Под влиянием того впечатления, которое породило заключение Пакта Н. К. Рериха, мы …обращаемся к Вам с горячей просьбой общерусского и даже общекультурного значения. Вам, конечно, известно, что большевики декларировали о том, что к 1937 году не должно остаться на русской земле ни одного Божьего храма, даже само понятие “Бог” должно быть изгнано. …Сколько храмов, между которыми были прекрасные, исключительные памятники старины, уже уничтожено. Нет Чудова монастыря в Москве с его исключительно богатой художественными предметами ризницей. Нет Храма Христа Спасителя. Почти все памятники старинного религиозного творчества погибли. …Поднимите Ваш голос протеста, пока не поздно.Спасите культурные ценности, народные святыни, высшие школы христианства – храмы Божии.Позвольте надеяться, что наше обращение к Вам не останется без отклика. Вы – один из выдающихся художников и людей Культуры, Вы – русский человек, и горе России не может не тронуть Вас, помогите и спасите» .Нужно отметить, что еще до заключения Пакта на конференции в Бельгии Рерих выступал с протестом против разрушения храма Христа Спасителя; не раз в своих статьях он обращался к «власть имущим» со словами о том, что «разрушение Культурных сокровищ недопустимо и навсегда оставит на позорном листе разрушителя» .После Второй мировой войны Рерих продолжил работу по распространению Пакта об охране памятников культуры. Его старания были поддержаны комитетами, появившимися в ряде стран еще в начале 1930-х годов. Наконец, в 1954 году, через семь лет после кончины Рериха, по инициативе ЮНЕСКО в Гааге была созвана международная конференция, на которой представители 56 государств подписали конвенцию о защите культурных ценностей в случае войны, основанную на принципах Пакта Рериха.1930-е и 1940-е годы были очень плодотворны для творчества Рериха. Значительное место в его искусстве заняла тема Гималаев.

Н.К. Рерих. Гималаи (Голубые горы). 1939. Русский музей, Санкт-Петербург

Н.К. Рерих. Гималаи (Голубые горы). 1939. Русский музей, Санкт-Петербург

Картины гор – яркие, светоносные. Основные цвета в них – синий, лиловый, пурпурный, золотисто-желтый, зеленый. На фоне синего или голубого неба выделяются серебристые вершины или оранжевые пики. При этом какая-либо одна цветовая гамма преобладает в целом ряде картин. Есть сине-лиловые картины, оранжево-красные, сине-желтые. Таким образом, цветовая символика господствует не только в масштабе одной картины, но в целых сериях, складываясь в своеобразную и величественную симфонию красок. Для большей части картин гималайской серии художник выбирает принцип панорамной композиции, отличающий восточную живопись. Главное в его работах – чувство беспредельности и одухотворенности. Этому способствует не только панорама, но и вся совокупность многообразных композиционных приемов. Горы то расступаются, как будто из невидимого центра, то показаны в вертикальном направлении. Рерих стремится создать образ гор, возвышающий душу. Когда всматриваешься в его картины, чувствуешь, как горы теряют материальность и растворяются в прозрачном воздухе, как бы переходят в причудливые формы облаков, приобретая иную субстанцию. Цвет, пространство, очертания гор – все это гипнотизирует и зовет в высшие сферы духа.

Н.К. Рерих. Сокровища снегов (Канченджанга). 1940. Русский музей, Санкт-Петербург

Н.К. Рерих. Сокровища снегов (Канченджанга). 1940. Русский музей, Санкт-Петербург

Н.К. Рерих. Вечер. 1940. Русский музей, Санкт-Петербург

Н.К. Рерих. Вечер. 1940. Русский музей, Санкт-Петербург

Особое место в творческом наследии художника занимают картины-воспоминания. К ним относятся произведения 1940-го года – «Монголия. Юрты» и «Монголия. Всадник».

Н.К. Рерих. Монголия. Юрты. 1940. Частное собрание, Москва

Н.К. Рерих. Монголия. Юрты. 1940. Частное собрание, Москва

В картинах, где присутствует человек, смысл выражен, главным образом, трактовкой пейзажа и соотношением фигуры с пейзажем. Преобладает природа, где изображены, как правило, горы или бесконечные дали, а человек кажется маленькой, но неотъемлемой частью природы. В Индии Рерих совершенствовался, прежде всего, как мастер горного пейзажа.Особенной таинственностью и символической гаммой красок отличаются картины, связанные с легендой о стране мудрецов Шамбале, скрытой в горах Гималаев: «Стража Гималаев» (1925–1926), «Весть Шамбалы» (1930-е), «Тангла. Песнь о Шамбале» (1943).

Н.К. Рерих. Тангла. Песнь о Шамбале. 1943. Государственный музей искусства народов Востока, Москва

Н.К. Рерих. Тангла. Песнь о Шамбале. 1943. Государственный музей искусства народов Востока, Москва

Через все творчество Рериха проходят образы вестников. Первой картиной на эту тему может считаться «Гонец» (1897). И в Карелии, и далее – в Америке и Индии – тема вестников не оставляла художника. Она ассоциируется с темой «Благой вести», воплощенной в средневековом искусстве. Но Рерих интерпретирует ее по-своему. Картины написаны в типично рериховском стиле, отличаются недосказанностью, скрытой тайной. Их главной идеей становится направление на помощь, на подвиг. В картине «Весть Федору Тирону» изображается стрела, к которой прикреплено послание святому. В древней религии Тибета стрела являлась знаком молнии. В картинах Рериха образ стрелы-вестника отражает связь с космическими силами.

Н.К. Рерих. Весть Федору Тирону. 1940. Государственный музей искусства народов Востока, Москва

Н.К. Рерих. Весть Федору Тирону. 1940. Государственный музей искусства народов Востока, Москва

C глубокой болью воспринял Рерих известие о нападении фашистской Германии на Советский Союз. Он пишет многочисленные статьи о родине, исполненные веры в героизм русского народа; устраивает выставки картин в фонд Красного Креста. В годы войны появляются произведения, героями которых стали князь Игорь, Мстислав Удалой, Александр Невский, святые Борис и Глеб. В этих картинах, как правило, в глубине намечен пейзаж, фигуры трактованы обобщенно, и главное средство воздействия определяется колоритом, построенным на сильных цветовых контрастах.

Н.К. Рерих. Борис и Глеб. 1942. Русский музей, Санкт-Петербург

Н.К. Рерих. Борис и Глеб. 1942. Русский музей, Санкт-Петербург

В течение всей своей жизни за рубежом Рерих писал статьи и книги, оставив огромное литературное наследие. Он вспоминает в них о художественной жизни России, о своих современниках – художниках и ученых.Необходимость духовного очищения, духовного воспитания он считал главной основой развития человечества. Эту мысль он утверждал во многих литературных трудах. Слова Рериха, сказанные еще в 1924 году, звучат современно: «Вы говорите: “Трудно нам. Где же думать о знании и красоте, когда жить нечем. Далеко нам до знания и до искусства. Нужно устроить раньше важные дела”. Отвечаю: “Ваша правда, но и ваша ложь. Ведь знание и искусство не роскошь. Знание и искусство не безделие. Пора уже запомнить. Это молитва и подвиг духа. Неужели же, по-вашему, люди молятся лишь на переполненный желудок или с перепою? Или от беззаботного безделья? Нет, молятся в минуты наиболее трудные. Так и эта молитва духа наиболее нужна, когда все существо потрясено и нуждается в твердой опоре. Ищет мудрое решение. А где же опора тверже? …Вспомним, как часто, трудясь, мы забывали о пище, не замечали ветра, холода и зноя. Устремленный дух окутывал нас непроницаемым покровом. …Во всей истории человечества ни продовольствие, ни промышленность не строили истинной культуры. И надлежит особенно бережно обойтись со всем, что еще может повысить уровень духа”» .Через многие произведения Рериха индийского периода проходит тема «пути». Эту тему следует понимать как тему духовного поиска, духовного пути. В последние годы жизни Рерих вел активную переписку с деятелями культуры разных стран, в том числе с известным советским живописцем и историком архитектуры Игорем Эммануиловичем Грабарем. В письмах Рерих не раз говорил о своем желании вернуться на родину. Однако он так и не получил приглашения приехать.После кончины художника, последовавшей 13 декабря 1947 года, Елена Ивановна Рерих написала одному из корреспондентов Рериха, Валентину Федоровичу Булгакову, слова, которые могут считаться итогом деятельности Рериха в последние годы его жизни: «В нашем тяжком горе находим утешение в сознании, что ему была дарована лучшая доля закончить свою светлую деятельность прекрасным разрешительным аккордом, – среди безумия мира еще раз провозгласить и поднять Знамя Мира, и на этот раз в столь любимой им Индии» . Огромен вклад Рериха в дело культуры. На разных континентах работают Центры имени Рериха, которые не только знакомят общественность с его высокодуховным искусством, но и с его взглядами на пути усовершенствования личности через культуру и знания.

Заключение

Философские идеи Рериха, воплощенные в его картинах и литературных произведениях, были направлены на утверждение синтеза во имя единения человечества. Взгляды Рериха на высокое призвание художника, которые он осуществлял своей многообразной деятельностью, сложились еще в России. Он пришел к постижению общечеловеческих идеалов и пронес их через всю свою жизнь.В 2014 году исполнилось сто сорок лет со дня рождения Рериха. Это обязывает нас, его соотечественников, вспомнить вновь о жизни и творчестве этого замечательного человека, так много сделавшего для развития культуры.

Вопросы 

1. Какие институты организовал Рерих в Америке? Расскажите о его деятельности в этой стране.
1. В каком году Рерих приехал в Индию?
2. Что изучал Рерих во время поездки по Индии?
3. Кто помогал ему в общении с местным населением?
4. В каком году Рерих был вновь в Америке и совершил подготовку к Центрально-Азиатской экспедиции?
5. Расскажите о знаменитой экспедиции Рериха 1925–1928 годов. Что вам больше всего запомнилось?
6. Когда Рерих присутствовал на открытии основанного им музея в Нью-Йорке и добился юридического оформления Пакта об охране памятников культуры?
7. Когда был подписан президентом Ф. Рузвельтом Пакт Рериха, и что изображено на знамени Пакта?
8. Расскажите о картинах Рериха 1930-х – 1940-х годов.
9. Что Рерих считал главным для духовного развития человечества, о чем он писал в своих статьях?
10. Когда умер Рерих?