Статьи

Адаптация учебных материалов в дистанционных курсах музея

Старостенко Елена Викторовна, заведующая сектором образовательных технологий  отдела «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» Русского музея.

Аннотация: Статья посвящена осмыслению использования дистанционных технологий в современном мире, дающих новые образовательные возможности и инструменты для музея и учреждений образования. Рассматриваются адаптивные формы применения онлайн-обучения для разных возрастных групп пользователей, а так же раскрываются сложности развития дистанционного направления в связи с отсутствием устоявшихся методик и недостатков законодательной базы.

Ключевые слова: дистанционные курсы, онлайн-обучение, цифровой образовательный ресурс, мультимедиа, интерактивность, обучение, проектная деятельность, инновации, контент, визуальность, педагогический дизайн.

Современное онлайн-образование и особенности представления контента в дистанционном обучении

Приоритетом своего развития общество определяет воспитание творчески активного нового поколения, способного к самообразованию, саморазвитию и самореализации в условиях изменчивой и насыщенной информационной среды. Деятельность человека в этих условиях носит ярко выраженное творческое начало, проявляющееся в способностях выявлять проблемы, формулировать и осуществлять проектную деятельность, инициативно и плодотворно работать с цифровой информацией.

Внедрение дистанционных технологий в образовательную сферу обусловило появление большого спектра проблем, сопровождающих любую инновационную деятельность. Дистанционные технологии рассматриваются как новое средство обучения, функции и возможности которого до сих пор не оценены в полном объеме. Декларируемый информационными технологиями творческий развивающий потенциал компьютерной техники не используется полностью, а общество часто запаздывает с пониманием происходящих процессов и оценкой их положительных и отрицательных последствий[1].

Сегодня, анализируя ситуацию, можно сделать вывод о том, что при широком внедрении компьютерных технологий в сферу художественной деятельности и образования, методологические аспекты были опущены или осуществлялись недостаточно. Инновационные технологии получили массовое распространение, не имея при этом теоретических оснований для их полноценной интеграции со сложившимися формами педагогической деятельности.

Один из главных аргументов противников онлайн-образования – низкий процент слушателей, которые проходят курсы в сети от начала до конца. Статистика крупных онлайн-платформ, так называемых МООС (массовые открытые онлайн-курсы – Coursera, EDX, Универсариум, Инфоурок и др.) утверждает, что только 5 процентов пользователей заканчивают выбранные курсы. Очень часто, зарегистрировавшись на курс и прослушав несколько первых лекций, пользователи прекращают знакомство с материалами. Основная причина – это отсутствие мотивации, без которой любое самообучение просто невозможно. Происходит потеря интереса к курсам, если отсутствует весомая причина тратить свое личное время на обучение.

Пользователь устает от дизайна системы обучения, который часто невозможно разнообразить разработчику. Веб-дизайн не только внутри одного курса остается единообразным, но и обычно во всех курсах одного образовательного ресурса. Возникает усталость от восприятия шаблонных страниц и отсутствия разнообразия в представлении текстовых, видео и изобразительных материалов.

Но, анализируя ситуацию в современном пространстве интернета, стало понятно, что главная проблема лежит в том, что большинство онлайн-курсов представляют собой перенесенный очный формат в формат онлайна без попытки учета специфики электронного представления материала. Проблема адаптации готового учебного материала заключается в том, что контент для дистанционных курсов разрабатывается не для самоподготовки в домашних условиях на личных персональных компьютерах. Как правило, в готовой системе управления обучением размещаются материалы, ранее используемые для печатных изданий или для работы в учебной аудитории. Эти материалы объемны и сложны для восприятия пользователем в условиях онлайн-образования, что усугублено отсутствием привычной коммуникации с педагогом.

Однако, рассуждая о различных аспектах дистанционного обучения, необходимо помнить, что оно не является синонимом самообразования и обязательно предполагает взаимодействие учителя и ученика. В системе обучения необходимо наличие педагога, так как именно ему принадлежит функция управления процессом. Задача педагога выстраивать учебный материал, учитывая определенную дидактическую концепцию, которая и определяет отбор содержания, методов, организационных форм и средств обучения.

Одна из глобальных ошибок адаптации материала – перенос принципов очного обучения в сферу, где действуют другие правила жизнедеятельности и существуют другие возможности и инструменты для реализации новых запросов на обучение. Информационные технологии дают гибкость в подаче материалов, в выстраивании образовательных траекторий и интерактивности контента. Отсутствие живого общения с педагогом должно компенсироваться возможностями онлайн-образования. Педагоги и разработчики дистанционных систем должны помнить, что их пользователи грамотно владеют информационными технологиями и возращение их в формат традиционного образования не дает результата, а приводит к потере интереса к обучению.

Учебным материалом для дистанционного обучения является цифровой образовательный ресурс, основанный на текстах, фотоизображениях, видеороликах, аудиозаписях, мультимедийных и интерактивных модулях и т.п., дополненный соответствующим учебно-методическим сопровождением, заданиями и вопросами, оценивающими успехи обучения, и различными базами данных.

Учебный материал в Центре дистанционного обучения Русского музея представлен в виде текста, изображений (репродукций и фотографий) и небольшого количества аудио- и видеороликов. В контент включены оценочные блоки изучения материала, погружающего в историю изобразительного искусства, а также знакомящего с основным категориям и понятиям изобразительного искусства.

Целевая аудитория дистанционных курсов Русского музея имеет разные возрастные категории – от школьников и студентов до музейных сотрудников и педагогов. В курсах для школьников материал адаптирован для среднего и старшего школьного возраста, сопровождается большим количеством изображений и иллюстраций к курсу, и меньшим объемом текстовых блоков.

Один из недостатков современных онлайн курсов, в том числе и дистанционных курсов Русского музея, является недостаточное включение в контент мультимедийных и интерактивных элементов.

Информационные технологии имеют большой потенциал, позволяя создавать различные мультимедийные образовательные элементы, что, учитывая возрастные особенности учащихся, мотивирует их, поддерживает интерес к процессу обучения, дополняет учебный материал элементами аудиовизуального воздействия. При создании таких приложений необходимо руководствоваться принципом разумного сочетания многих моментов: использовать образовательные методические  принципы, понимать, что мультимедиа – это только средство, и не злоупотреблять ими, учитывать высокую ресурсную затратность разработки подобных элементов.

Мультимедийные приложения могут быть двух видов: первый – продукт линейного развития, в момент использования которого обучаемый не может повлиять на сценарий приложения. По сути, он представляет из себя видеоролик, фильм. Второй вид мультимедиа – нелинейный – предполагает включение интерактивных элементов. Интерактивность – это диалоговое взаимодействие обучаемого и ИКТ системы, способность пользователя влиять на развитие событий в приложении.

В художественном образовании примером удачного использования мультимедийных модулей являются хронологические ленты – timeline (временная шкала, хронология). Они позволяют представить (увидеть на одном экране) развитие художественной жизни в один исторический период, но в разных странах, например, произведения, созданные на рубеже XIX–XX веков русскими и европейскими художниками. Подобная подача материала с историческим анализом рассматриваемого периода дает цельное представление о путях развития изобразительного искусства, воспитывает образность и системность мышления.

Несомненным достоинством обладают мультимедийные элементы, например, в поддержку рассказа о композиции произведения, возможно демонстрировать графическую анимацию построения композиции. Для представления изобразительного искусства существует возможность создания баз данных: коллекции фрагментов произведений (например, в музейно-педагогической программе «Мир музея», разработанной нашим отделом для начальной школы, используется база портретов, представляющих различные эмоциональные состояния героев, или база фрагментов живописных произведений с орнаментами). Большой интерес у обучающихся вызывает знакомство с этапами создания произведений и процессом реставрационных работ.

Тематический выбор содержания материалов должен встраиваться в конкретные школьные дисциплины, отвечать школьной программе и сопровождаться методическими рекомендациями для педагога.

В последнее время появился новый тренд в дистанционном обучении – проектное онлайн-обучение. Изучая традиционные дистанционные курсы, пользователь в конечном итоге получает определенный объем знаний. Проектное обучение предполагает поставленную перед пользователями задачу, и по истечению срока работы проекта участники получают конкретный результат. Деятельность обучаемых становится значительно эффективней, если перед стартом проекта пользователи знакомятся с учебными материалами, предваряющими творческую работу.

Практика работы со школьниками показала хорошие результаты модульного использования дистанционных курсов для школьников в рамках проектной работы. Раздел курса – один или несколько, тематически соответствующий поставленной педагогом задаче, дополненный творческим заданием и очной поддержкой педагогических работников, подготавливает школьника к проектной работе.

Проекты могут быть разного типа:

Исследовательские – в которых перед участниками стоит задача, применяя исследовательскую методику, изучить явления художественной культуры, изобразительного искусства и музейного дела. Обязательна актуальность темы и деятельность, направленная на развитие исследовательских навыков участников.

Практико-направленные – в которых результат выражен в материальной форме, это может быть веб-страница, видеоэкскурсия, мультимедийная игра и т.п.

Творческие – в основе которых лежит идея развития творческих способностей, логики, умений и навыков художественной, литературной и другой деятельности.

Примером может служить проект «Стрит-Арт: уличное искусство» для школьников средней и старшей школы. Он складывается из знакомства учащихся с теоретическим разделом «Визуальный образ как текст» из дистанционного курса «От впечатления к пониманию: введение в основы визуальной грамотности»[2]. Поддержка проекта осуществляется через онлайн-встречи для иногородних учащихся и очные консультаций для петербургских ребят. Практическое задание заключается в отборе изображений стрит-арта и граффити в городах проживания участников. Одним из критериев отбора изображений может стать тема использования в рисунках стрит-арта символов городов, где проживают участники проекта. Результатом проекта станут созданные учащимися веб-страницы для образовательного портала «Здравствуй, музей!» с галереей стрит-арта и описанием своего проекта. Стоит отметить, что подробная методика применения дистанционных курсов в проектной деятельности с детьми на данный момент совсем не проработана в методической литературе.

Основная часть дистанционных курсов Русского музея адресована взрослой аудитории – студентам гуманитарных вузов, сотрудникам музеев, занимающихся просветительско-образовательной деятельностью, педагогам общеобразовательных школ и дошкольных учреждений.

Традиционная система очного повышения квалификации в области художественного образования в нашей стране находится в сложной ситуации: в регионах отсутствуют высококвалифицированные специалисты, не везде есть доступ к актуальной научно-педагогической информации, необходимой современным специалистам, существуют значительные транспортные и командировочные расходы для желающих развиваться в профессии.

Для педагогов и музейных работников материалы дистанционных курсов служат повышению квалификации в области музейной образовательной деятельности. Особенностью данной аудитории является то, что уровень начальных знаний в области истории изобразительного искусства – очень разный. Исходя из этого, для данной категории пользователей существует запрос на новый формат обучения.

Процесс представления материала в онлайн-образовании проходит стадии преобразования. Первая стадия – это размещение теоретических материалов в интернете в форме текста, либо видеолекций с блоком заданий. Данная стадия представляет собой замену традиционной учебной практики и попытку переноса ее в виртуальную среду. Опыт работы в онлайн-пространстве начинает трансформировать учебные практики, и материал преобразуется, подстраиваясь под новые условия. В итоге происходит рождение новых форм учебных материалов.

Предположим, пользователь хочет разобраться в выразительных средствах иконописи, а именно узнать о построении пространства в иконах. Данный материал он найдет в курсе Русского музея «Искусство Древней Руси», а при недостатке базовых знаний, будет вынужден обратиться к основному курсу «Язык изобразительного искусства» и его разделу «Пространство как основной элемент изображения». Это представляет собой следующую ступень принципа «гиперссылки». Таким образом, потребитель сможет сам отфильтровывать нужную информацию, двигаясь в обратном направлении, т.е. от сложного – к простому. Это также позволит исключить статичность и тяжеловесность курсов, которая не находит отклика у потребителя и не ведет к повышению результатов обучения. Уверена, что за подобными гибкими курсами будущее онлайн-образования.

Возможно, при таком подходе возникают опасения в несистемности обучения, но онлайн-направление в образовании должно быть адаптивным и ориентироваться на запросы пользователей. Необходимо экспериментировать в поисках новых векторов развития, т.к. именно в этом направлении образования пользователи ждут инноваций и динамики в поиске форм и средств обучения.

Материалы, посвященные художественному образованию, в силу визуальной специфики, обязаны быть наполнены качественным изобразительным рядом в разных форматах. Прошло то время, когда плохое качество интернет-связи требовало облегченного варианта изображений для быстроты загрузки, а развитость информационно-коммуникационной инфраструктуры в России позволяет демонстрировать цифровые изображения произведений, их фрагментов и фотографического материала в высоком качестве.

Психолого-педагогические проблемы представления контента в дистанционном обучении

Дистанционное обучение является областью серьезных «пробелов» в нормативной базе регламента исследований диагностики и мониторинга, психолого-педагогических исследований на широком круге базе пользователей, отсутствует дидактика, не разработана методика подготовки преподавателя, формирующего и организующего как учебные материалы, так и процесс обучения.

Особенность обучения в интернете определяется сменой сенсорного канала восприятия на визуальный. Активно идет процесс замены словесного языка на язык образов, которому необходимо учиться как педагогу, представляющему материалы в интернете, так и обучаемому. Следовательно, при создании контента для обучения (учебных материалов, справочной литературы, оценочных заданий и т.д.) необходимо учитывать специфику психолого-физиологических особенностей восприятия человеком информации, представленной в визуальной форме.

Одновременно происходит увеличение мультимедийных ресурсов (аудио-, видеоконтента), актуализирующих изучение восприятия информации в речевой форме, что не только расширяет формы представления материала, но и снимает лишние нагрузки на обучаемых.

Дистанционные технологии создают условия для персонализации образования, повышают мотивацию обучаемого, снимают волнение, возникающее у обучаемого перед педагогом в силу непрямого контакта, повышают объективность оценки результатов обучения и делают образовательный процесс более управляемым самим обучающимся.

Важным для процесса обучения и восприятия пользователями контента и совершенно не разработанным направлением в дистанционном образовании является педагогический дизайн[3]. Интерфейс страниц курса, цветовое решение дизайна, шрифт, мультимедийные включения и т.д. необходимо учитывать при разработке контента курсов. Все перечисленные параметры связаны со здоровьем пользователя и его возрастом.

Мультимедийные технологии с интерактивным компонентом позволяют сделать обучение более эффективным. Происходит объединение текста, изображения, звукового ряда и видео, что приводит к другому качеству восприятия информации, которого нет при использовании форматов по отдельности. Искусствоведение, психология, лингвистика и другие науки накопили знания о восприятии отдельно взятых форматов, а свойства восприятия мультимедиа в данный момент только изучаются. Каждая форма представления материала имеет разную степень восприятия:

  • чтение текстового материала – 10%
  • восприятия информации на слух – 20%
  • восприятие визуальной информации – 30%
  • сочетание визуальной и аудиоинформации – 50%
  • обсуждение информации с другими – 70%
  • данные, полученные на основе собственного опыта – 80%
  • объяснение учебного материала другим – 90%

Также существуют исследования, доказывающие, что степень усвоения материала, считанного с экрана компьютера на 30 процентов хуже, чем с бумажного носителя[4]. Вместе с этим, чтение материалов с экрана значительно различается от чтения с листа тем, что обучающие, читая тексты с экрана, тратят меньше времени, потому что они в основном «пробегают» тексты глазами, что неизбежно приводит к снижению осмысления и запоминания, но при этом пользователи копируют материалы в личные хранилища или сохраняют ссылки на интернет-страницы, к которым они обращаются по мере необходимости.

Положительным моментом за последние годы стал возросший интерес к видеолекциям, что повлекло за собой большой рост лекционных каналов в сети Интернет. Но с развитием увлечения лекциями, существует устойчивая тенденция к нежеланию досматривать лекцию до конца ролика, у пользователей не хватает усидчивости. Принято считать оптимальным ролик продолжительностью в 5–6 минут.

Игровые интерактивные приложения позволяют повысить эффективность познавательной деятельности за счет развития моторики, тех движений, которые совершаются руками с помощью мышки и клавиатуры, что существенно развивает память. Развитие моторики у людей разного возраста развивает память, воображение, творческие и мыслительные способности.

Дистанционные технологии требуют от педагога четких представлений о том, как будет организован курс: о его структуре, содержании, дизайне, интерактивных возможностях, способах взаимодействия с обучающимися, оценивании результатов их деятельности и т.д.

Принципы представления учебных материалов в цифровой образовательной среде

Индивидуальность

Главная задача разработчиков контента курсов в данный момент – переход к модульности, что поможет тьюторам выстраивать образовательную траекторию обучаемых. Каждый должен иметь возможность работать по индивидуальному учебному плану, составляя его из фрагментов учебной базы материалов. Такая гибкость работает на современный принцип обучения – межпредметность, и позволяет легко находить нужную информацию, заполняя пробелы в знаниях. Принцип модульности подразумевает построение новой архитектуры сайтов, а именно взаимосвязи модулей и поисковой системы для подбора решения образовательного запроса.

Образовательная среда должна предоставлять план обучения, учитывая начальные знания и способности пользователя.

Форматы и методика обучения должны постоянно развиваться, именно такой динамики ждут от инновационных образовательных платформ обучаемые. Курсы должны иметь свободный характер, но с организованным графиком работы.

Мотивированность

Обучение не должно носить пассивный характер: необходимо создать учащемуся мотивацию для самостоятельной деятельности и применению знаний для решения разнообразных прикладных задач.

Учащийся должен быть соучастником процесса, т.к. мотивация может быть как внутренней, так и внешней. В дистанционном обучении, в отсутствии тесного контакта с педагогом, проблемной зоной является внешняя мотивация, поэтому необходимо формировать внутреннюю. Такой мотивацией может быть сертификат государственного образца, являющийся дополнительными баллами к аттестации в учреждениях образования.

Важно, чтобы пользователь понимал объем материала, который он освоил и с который ему предстоит познакомиться. Прозрачность объема материала будет стимулировать обучаемого и поддерживать интерес в знакомстве с курсами.

Критерии оценки обучения должны быть однозначными и понятными, а неудачные результаты должны отражаться на личных итоговых баллах ученика. Участнику курсов должно быть понятно, как затраченные усилия влияют на результат. К дальнейшему процессу обучения побуждают результаты анализа своих действий и удовлетворения от работы и полученных оценок.

Креативность

Творческая составляющая, направленная на развитие умений и навыков в рамках проектной деятельности, – другая важная часть образовательной деятельности. Творческое самовыражение человека влияет на формирование личностной значимости, уверенности в себе.

Значительная часть работы в курсах должна быть посвящена практической деятельности – выполнению заданий, творческим эссе и разбору результатов выполненных пользовательских работ.

Самостоятельная работа обучающегося является наиболее ценной, проработка материала, его анализ, структурирование, а не механическое повторение готового контента, развивает знания и навыки пользователя.

Технологичность

Происходит развитие образовательных сервисов: инструментов для онлайн-общения, конструкторов для создания продуктов обучающимися, образовательных игр, тренажеров, интерактивных тестовых заданий. В тоже время традиционные образовательные материалы – тексты, видео, изображения остаются важной частью дистанционного обучения.

Необходимо использовать инструменты со способностью интеграции друг с другом образовательных систем, что позволит создать обмен между системами и повысит конкурентоспособность материалов.

Образовательная среда должна менять направления в обучающей траектории: при разработке образовательных ресурсов нужно учитывать последовательности перемещения по их модулям и разделам.

С появлением дистанционного обучения изменился канал трансляции учебных материалов, а формат обучения преподавания остался прежним – в системах управления обучением сохранились темы, лекции, разделы, существуют задания контроля прохождения обучения материала.

В то же время возможности обучения в сети гораздо больше обычного прочтения или просматривания лекций в интернете. Помимо резкого увеличения доступности к онлайн-контенту материалам обучения, происходят изменения в самом процессе образования.

Появилось новое поколение пользователей учеников, нужно постоянно изобретать новые формы обучения, это главное условие успешности дистанционных технологий. Вопрос только в том, как сделать это менее затратно в материальном и в ресурсном плане. Сегодняшние обучаемые быстро овладевают учебным материалом, они ждут большей мультимедийности материала и предпочитают отказываться от контента, если их не устраивает его качество.

 

Литература

  1. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – С. 32.
  2. Столяров Б. А. Учись смотреть и видеть. Введение в основы визуальной грамотности: учеб. пособие для студ. гуманитарно-художественных вузов и музейных педагогов. – СПб.: ГРМ, 2012. – 108 с.
  3. Уваров А. Ю. Педагогический дизайн. / Информатика. Еженедельная газета издательского дома «Первое сентября». - 8-15 августа 2003. - С. 2-32
  4. Гультяев А. К. Macromedia Authorware 6.0. Разработка мультимедийных учебных курсов. – СПб.: Корона Принт, 2007. – С. 45.

[1] Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – С. 32.

[2] Столяров Б. А. Учись смотреть и видеть. Введение в основы визуальной грамотности: учеб. пособие для студ. гуманитарно-художественных вузов и музейных педагогов. – СПб.: ГРМ, 2012. – 108 с.

[3] Уваров А. Ю. Педагогический дизайн. / Информатика. Еженедельная газета издательского дома «Первое сентября». - 8-15 августа 2003. -  С. 26.

[4]  Гультяев А. К. Macromedia Authorware 6.0. Разработка мультимедийных учебных курсов. – СПб.: Корона Принт, 2007. – С. 45.

Дата: 25.09.2017 12:16