Материалы

Портрет. Методическое пособие по проведению экскурсии

Общие замечания

Музейная экскурсия по теме «Портрет», предназначенная для учащихся 4–5-х классов общеобразовательной школы, – одна из составляющих экскурсионного цикла «Жанры изобразительного искусства». Изучение жанров живописи, их специфики и содержания необходимо для постижения художественно-образного языка искусства, и по этой причине данный цикл является важной частью музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!», реализуемой Русским музеем.

Цель экскурсии – дать представление о живописном портрете, о его содержании и художественных средствах.

Задачи экскурсии имеют как познавательный (расширение представления о жанровой специфике изобразительного искусства), так и развивающий характер. Среди них наиболее значимыми для достижения педагогической цели экскурсии являются следующие:
— развивать наблюдательность по отношению к внутреннему миру человека, его мыслям и переживаниям;
— показать яркость и разнообразие человеческих эмоций на примере их отражения в искусстве;
— сформировать интерес к внутреннему миру человека, показать ценность личностной индивидуальности;
— дать представление о содержании художественного портрета и о процессе работы художника над живописным портретом;
— показать роль живописных средств (цвет, композиция, красочная фактура и т.д.) в работе художника над портретным образом.

 

Зал Боровиковского (Кармазиновая гостиная). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Зал Боровиковского (Кармазиновая гостиная). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Ведущим методическим приемом экскурсии является диалог экскурсовода с детьми. Его содержание должно быть направлено, прежде всего, на внимательное, вдумчивое восприятие – рассматривание, наблюдение и осмысление увиденного на картине. Важную роль при этом играет совместное обсуждение впечатлений, свобода высказываний и внимание экскурсовода к мнению детей. Диалог призван, в первую очередь, создать атмосферу, благоприятствующую творческому восприятию и поддержанию познавательного интереса. Это предполагает сочетание известной непринужденности и дисциплины, когда учащиеся, с одной стороны, чувствуют себя достаточно свободно и раскованно, а с другой – сохраняется обстановка сосредоточенности и заинтересованности в совместной работе.

Вопросы экскурсовода должны быть доступны детскому пониманию, отличаться ясностью, конкретностью и учитывать специфику детского восприятия. Они могут относиться:

  1. к содержанию портрета:
    — Кто изображен на портрете?
    — Назовите черты характера, свойственные изображенному на портрете человеку.
    — В какую эпоху жил человек, изображенный на портрете?
  2. к выразительным средствам:
    — Как цвет помогает художнику передать характер или настроение портретного образа?
    — Какую роль в этом портрете играет композиция (расположение фигуры в пространстве, связь фигуры и фона, поза, предметная среда и т.д.)?
  3. к личным впечатлениям детей:
    — Нравится ли вам человек, изображенный на портрете?
    — Как бы вы отнеслись к нему, если бы встретили в реальной жизни?

Полезно задавать вопросы, имеющие отношение к изобразительной деятельности детей, что значительно повышает интерес к экскурсии, дает им возможность высказаться, опираясь на собственный опыт в области художественного творчества, а также создает психологическую установку на более активное, творческое восприятие (например: если бы вы были художниками-портретистами, то какую композицию, какую цветовую гамму или живописную технику вы выбрали бы для этого портрета?). Необходимо, чтобы вопросы и задания экскурсовода требовали не только активизации памяти, но и работы воображения, а также сравнений, сопоставлений, анализа собственных впечатлений, что способствует проявлению творческой инициативы у детей. Одним из эффективных методических приемов экскурсии с детьми могут быть творческие задания: рисунок по памяти наиболее запомнившегося портрета, автопортрет или портрет друга в любой живописной или графической технике. Это позволяет выявить особенности восприятия детьми формы и содержания произведения, развивает зрительную память, цветовое и композиционное видение, а также способность выделять главное, наиболее существенное в содержании художественного образа. Между тем следует помнить, что подобные задания не должны сводиться к механическому копированию произведения (в случае рисунка по памяти); более того, они допускают известную степень свободной интерпретации, что дает представление об особенностях личностного видения портретного образа.

Одним из необходимых условий эффективности любой экскурсии является правильно выстроенный зрительный ряд. Прежде всего, он не должен быть перегружен в количественном отношении (не более 10 произведений). Обязательное качество портретов, составляющих зрительный ряд экскурсии, – яркость эмоциональной характеристики портретного образа. Последнее обусловлено спецификой детского восприятия, что проявляется в стремлении наделять окружающую действительность яркими и контрастными эмоционально-нравственными характеристиками: плохой – хороший, добрый – злой, веселый – грустный и т.п. Вместе с тем, имея в виду эту особенность, необходимо способствовать формированию у детей более сложного видения мира и человека, понимания более тонких оттенков настроений, чувств, умения наблюдать человека не только в его действиях и поступках, но и в его эмоциональном состоянии, динамике чувств, что, как было отмечено, является одной из важных задач данной экскурсии.

Для данного методического пособия выбрана, как один из возможных вариантов этого жанра, форма письменного изложения устной беседы экскурсовода с детьми, сопровождаемого краткими методическими указаниями.

Зрительный ряд:
1. Ф. С. Рокотов. Портрет великого князя Павла Петровича в детстве. 1761
2. Ф. С. Рокотов. Портрет княжны Е. Б. Юсуповой. Кон. 1750-х – нач. 1760-х гг.
3. Д. Г. Левицкий. Портрет Екатерины II – законодательницы в храме богини Правосудия. 1783
4. И. Е. Репин. Портрет В. В. Стасова. 1883
5. В. А. Серов. Портрет О. К. Орловой. 1911
6. М. А. Врубель. Дама в лиловом (Портрет Н. И. Забелы-Врубель). 1904
7. И. И. Машков. Дама с фазанами (Портрет Ф. Я. Гессе). 1911
8. М. В. Нестеров. Автопортрет. 1915
9. К. С. Петров-Водкин. Автопортрет. 1918
10. А. Е. Яковлев и В. И. Шухаев. Пьеро и Арлекин. 1914

Вступление

Портрет – жанр искусства, посвященный изображению человека с неповторимыми, только ему свойственными чертами внешности и характера.

Кому из нас не хотелось иметь собственное изображение, выполненное кистью художника-портретиста! Несмотря на фантастические возможности изобретенной в XIX веке фотографии, интерес к живописному портрету нисколько не ослабевает – напротив, портрет, написанный красками с натуры, и в наши дни ценится неизмеримо выше фотографического.

В чем притягательная сила живописного портрета? Почему успехи кино и фототехники не только не вытеснили, а наоборот, открыли для современного человека его неповторимые, ничем не заменимые качества?.. Именно о живописном портрете написаны известные строки поэта Николая Заболоцкого:

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано 
Души изменчивой приметы 
Переносить на полотно.

Ф.С. Рокотов. Портрет великого князя Павла Петровича в детстве. 1761. Русский музей, Санкт-Петербург

Ф.С. Рокотов. Портрет великого князя Павла Петровича в детстве. 1761. Русский музей, Санкт-Петербург

В начале следует обратиться к портретам с ярко обозначенными контрастными характеристиками, что наиболее доступно детскому восприятию. В нашей экскурсии это детские портреты Ф. С. Рокотова: «Портрет великого князя Павла Петровича в детстве» и «Портрет княжны Е. Б. Юсуповой».

Попробуйте найти «приметы» характера в каждом из этих портретов. Какие они разные… Спокойна и приветлива девочка Юсупова; капризен, взбалмошен и мечтателен Павел I. А между тем художник выбирает для каждого из портретов почти одинаковые формат и размеры холста, размеры фигуры и ее расположение на темном нейтральном фоне.

Какими же средствами воспользовался живописец, чтобы передать различие характеров?

Беседуя о живописных средствах, необходимо обратить внимание на мимику лица – движение бровей, губ, глаз, а также на поворот головы, на постановку фигуры, что в совокупности как раз и создает индивидуальную характеристику образа. Немаловажную роль играет цвет: теплые цветовые тона в портрете Павла I усиливают эмоциональность образа, и наоборот, холодные голубые в портрете княжны Е. Юсуповой создают впечатление внутренней уравновешенности.

 

Ф.С. Рокотов. Портрет княжны Е.Б. Юсуповой. Кон. 1750-х – нач. 1760-х гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Ф.С. Рокотов. Портрет княжны Е.Б. Юсуповой. Кон. 1750-х – нач. 1760-х гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Существуют различные типы портретов. В творчестве Федора Степановича Рокотова преобладает тип камерного или интимного портрета. Такой портрет отличается небольшими размерами и не претендует на бытование в парадных дворцовых апартаментах. Он более уместен в среде кабинета или уютной гостиной.

Наряду с камерным, существует так называемый парадный портрет, написанный, как правило, по заказу. Его появление в России связано с XVIII столетием. Чаще всего он изображал персону знатную или державную и представлял человека таким, каким он сам желал бы себя видеть.

В парадном портрете множество деталей разъясняют деяния и прославляют достоинства знатного заказчика.

Д.Г. Левицкий Екатерина II – законодательница в храме богини Правосудия. 1783. Русский музей, Санкт-Петербург

Д.Г. Левицкий Екатерина II – законодательница в храме богини Правосудия. 1783. Русский музей, Санкт-Петербург

Д. Г. Левицкий. Портрет Екатерины II – законодательницы в храме богини Правосудия

Императрицу Екатерину II живописец Дмитрий Григорьевич Левицкий изобразил возле алтаря в античном храме богини Правосудия – Фемиды. На ее голове – не императорская корона, а лавровый венок. А горящие на алтаре маки означают неусыпную заботу о благе подданных. Портрет становится здесь своеобразным манифестом эпохи. Он выражает идеальные представления самой Екатерины II и ее современников о монархе и о государстве.

Рассматривая с детьми картину «Екатерина II – законодательница», сравните ее с портретами Ф. С. Рокотова и обратите внимание на различия в понимании задач и назначения портрета: у Рокотова – показать характер, внутренний мир человека («души изменчивой приметы»), а у Левицкого – через образ конкретного человека выразить абстрактную идею. Отметьте особую роль композиции: формат и большие размеры холста, изображение фигуры в рост, а также множество особых предметов (атрибутов) и деталей, необходимых художнику для пояснения идеи картины. Таким образом, «Екатерина II – законодательница» не является портретом в его привычном понимании, так как создает образ не конкретный, а идеальный.

Обязательным качеством портретного образа является его индивидуальная неповторимость, а отсюда – и безусловное сходство. Представим, что вы позируете художнику. Какое желание возникает у вас тотчас же после окончания сеанса? Конечно же, вам не терпится поскорее взглянуть на мольберт… Похоже?.. А если не похоже?.. Тогда что же это за портрет!.. Вы разочарованы…

Что такое портретное сходство? Вопрос не простой. Бывает, в точности художник скопирует внешность человека, каждую деталь старательно прорисует, а все не хватает чего-то… В чем же дело?.. А в том, что в настоящем портрете важно не только внешнее сходство, но и внутреннее, то есть верность характера.

В данном случае полезно применить методический прием, способствующий формированию психологической установки на восприятие художественного портрета. Предложите детям сочинить воображаемый живописный портрет человека с определенными чертами характера, обсудите с ними композицию, цвет, попытайтесь сделать небольшие композиционные наброски в блокноте, после чего приступите к рассматриванию живописного портрета на экспозиции музея.

И.Е. Репин. Портрет В.В. Стасова. 1883. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

И.Е. Репин. Портрет В.В. Стасова. 1883. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

И. Е. Репин. Портрет  В. В. Стасова 

Необходимым условием работы художника над портретом является его искреннее глубокое увлечение моделью. Да, именно увлечение художника, его интерес к человеку, к данному конкретному человеку, делает портрет внутренне похожим, выразительным.

Приведем в качестве примера историю одного портрета. Это – портрет знаменитого художественного критика, современника и близкого друга Ильи Ефимовича Репина – Владимира Васильевича Стасова.

Горячая широкая натура, большой ум, общительный характер – все это восхищало Репина. Близки были ему и демократические убеждения Стасова. Репин несколько раз писал его портрет, но этот был самым удачным.

В 1883 году Репин и Стасов едут за границу – в Париж, а затем в Дрезден. Там, в номере дрезденской гостиницы Репиным был исполнен великолепный портрет Стасова. Вот как вспоминает об этом сам художник: «В Дрездене, на второй день или на третий по нашем приезде, по случаю Троицына или Духова дней музеи были закрыты; мы были свободны, а мне давно хотелось написать Владимира Васильевича. Он великодушно согласился позировать. И эти два дня он с невероятным терпением, любезно и весело сидел по пять часов в день, а может быть, и более…»

С этим портретом связан забавный случай. На третий день, утром, в номер к Репину, по обыкновению, зашел гостиничный слуга. Неоконченная работа стояла в кресле, в том самом, где позировал Стасов. Слуга поздоровался с Репиным, а затем, неожиданно, – с портретом! И Репин решил оставить его «как есть», с этого момента считая портрет завершенным.

Однако портрет не казался бы таким «живым», если бы не выражал также и внутреннего сходства.

Трудность живописного портрета заключается в том, чтобы в одном мгновении – в позе, в жесте, в выражении лица – передать то, что присуще человеку постоянно, что является существом его натуры. Именно такое остановленное мгновение – мгновение, в котором заключено все содержание данного человека, мы и видим в репинском портрете Стасова.

Сравните композицию портрета В. В. Стасова кисти И. Е. Репина с композицией предыдущего портрета (Д. Г. Левицкий «Портрет Екатерины II – законодательницы в храме богини Правосудия»). Принцип сравнения поможет почувствовать элемент случайности как сознательный художественный прием в композиции репинского портрета. Обратите внимание на эффект «остановленного мгновения»: и в мимике лица (полуоткрытый рот), и в движении головы (слегка сбившиеся волосы), и в свободной небрежности костюма.

Мы чувствуем, что Стасов не сидел неподвижно во время позирования: он разговаривал, весело шутил, сердито спорил, страстно убеждал – словом, был весь тут, во всей незаурядности и яркости своей богатой натуры. И Репин, глубокий психолог и великолепный мастер, сумел в таких непростых и в то же время счастливых обстоятельствах создать один из лучших своих портретов.

Замечательна живопись портрета: свободный широкий мазок энергично лепит форму, блики яркого света передают впечатление весеннего солнца, осветившего комнату.

В. А. Серов. Портрет О. К. Орловой. 1911. Русский музей, Санкт-Петербург

В. А. Серов. Портрет О. К. Орловой. 1911. Русский музей, Санкт-Петербург

В. А. Серов. Портрет О. К. Орловой

Выдающимся мастером портрета был Валентин Александрович Серов. Однако попытки критиков назвать его портретистом неизменно вызывали у него раздражение. «Я не портретист. Я просто художник», – повторял Серов. Но у него и в самом деле было особое отношение к портрету.
Портреты Стасова кисти Репина и княгини Орловой кисти Серова демонстрируют разные принципы работы художника над живописным портретом, что зависит от творческого замысла и индивидуальности мастера. В итоге портрет может выражать непосредственное, эмоциональное отношение автора к модели (И. Е. Репин «Портрет В. В. Стасова») или стать результатом длительной углубленной работы над композицией и содержанием портретного образа (В. А. Серов «Портрет О. К. Орловой»). Постарайтесь показать это на примере портрета Орловой, анализируя его композицию, живописные качества и особенности характеристики образа.

Работая над портретом, Серов часто увлекался идеей, сложным замыслом, в котором стремился воплотить самую суть человека как яркого самобытного явления. Задумывая портрет как картину, как сложную и оригинальную композицию, Серов долго и мучительно его писал. Для иллюстрации этой черты его творчества можно показать в целом его портреты З. Н. Юсуповой, С. М. Боткиной, Ф. Ф. Юсупова и др.

Длительный поиск, многочисленные подготовительные наброски, даже предварительные эскизы – характерная особенность работы Серова над каждым портретом. Как непохоже это на Репина: вспомните написанный в два дня портрет Стасова, идея которого, кажется, возникла совершенно случайно («…по случаю Троицына и Духова дней музеи были закрыты»).

Мучительным и трудным путем шел Серов к «сути явления». Порою он просто влюблялся в модель как в счастливую возможность воплотить увлекшую его идею.

Портрет княгини Орловой – один из шедевров русской живописи начала XX века. Известна особая увлеченность Серова возникшим замыслом. Княгиня путешествовала, и художник «гонялся за нею по всей Европе», упоминая буквально в каждом письме: «Орлова, кажется, здесь, я как будто ее встретил – завтра пойду к ней», «надо писать Орлову. Ее здесь нет… Надо торопиться с отправкой портрета в Рим», «Орлова, оказывается, еще в Париже…»

Изображенная среди богатых изысканных предметов на фоне светлой стены просторного зала княгиня смотрит на нас с выражением нескрываемого высокомерия и холодной учтивости. И сколько бы мы ни всматривались в ее лицо, взгляд остается тем же – презрительно-высокомерным. Так что же, в таком случае, так манило и завораживало художника, что заставляло его следовать за своей моделью буквально «по пятам», неудержимо влекло к ней? Она вдохновляла его на яркую, острую, емкую характеристику, что так любил Серов, и что отвечало серовскому пониманию портрета.

Посмотрите, как гармоничны форма и содержание во всем облике княгини, как соответствует высокомерная холодность взгляда вычурности позы и экстравагантности костюма! В княгине Орловой была та особая «стильность», которая позволила художнику создать образ не только индивидуальный, но и типичный. Орлова – воплощение высшего аристократического света, особого мира – блестящего, великолепного, но начисто лишенного душевной теплоты, мягкости, простоты. Для Серова как для художника этот мир был интересен, заманчив. Он таил в себе богатые возможности тем, сюжетов, характеристик, блестящей живописности. Художник восхищается и обличает, любуется и сурово судит.

Остановитесь на живописных качествах портрета и на его композиции, особое внимание обратив на цветовой и линейный ритм, придающий остроту характеристике. Рассмотрите фрагменты живописи – сначала на допустимо близком расстоянии, затем постепенно удаляясь, – чтобы почувствовать живописное мастерство, которым блестяще владел В. А. Серов.

Необыкновенное наслаждение – рассматривать живописные фрагменты картины! На близком расстоянии мы видим, что художник пишет широкой кистью, не прописывая детали. Но как ему удается при этом создать впечатление перламутровой многоцветности жемчужной нити, мягко скользящего меха, блестящего лака черных туфель, переливов атласного платья, матового блеска фарфоровой вазы, теплого отсвета золоченых рам!

Тонкие длинные пальцы княгини, нанизывающие жемчужную нить, – это всего лишь два-три красочных мазка, но положенных безукоризненно точно по своему рисунку, тону и цвету.

А теперь попробуем посмотреть на портрет издали: постепенно удаляясь от него, мы с удивлением замечаем, как вся эта сложная и разнообразная живописность воспринимается теперь крупными цветовыми массами, силуэтами больших цветовых пятен. Вот тут-то и начинает в полную силу звучать ритмический язык картины, ее композиция. В ней нет скучной симметрии, но есть художественная соразмерность, в основе которой – внутренняя напряженность, энергия. Напряженно-колючий силуэт фигуры, посаженной между острыми очертаниями фарфоровой вазы и картинной рамы, спадающая с плеч меховая накидка, линейные изломы непомерно большой шляпы рождают беспокойное чувство, создают ощущение странности, нелепости облика. Ясно, что в сравнении с реальностью, в картине все заострено, чуть-чуть подчеркнуто, чуть-чуть усилено. Это тот самый случай, когда, глядя на портрет, говорят: более похож на человека, чем он есть в жизни.

Посмотрев портреты, созданные разными художниками (Ф. Рокотовым, Д. Левицким, И. Репиным, В. Серовым), мы убедились в том, как непохоже у каждого из них отношение к выбору модели, к задачам портрета. Это свидетельствует о том, что в искусстве портрета проявляется не только индивидуальность модели, но и индивидуальность самого художника. В этой связи можно предложить детям подумать и ответить на вопросы:

— Какая из двух составляющих – индивидуальность модели или индивидуальность автора – в искусстве портрета является наиболее значимой?

— Оправдано ли в искусстве портрета слишком явное проявление творческой индивидуальности автора, и не разрушается ли в таком случае самая суть портретного образа – объективная характеристика личности изображенного человека?

По всей вероятности, данные вопросы дадут повод для высказываний самых противоположных мнений. Итогом беседы на эту тему может стать знакомство с портретами М. А. Врубеля и И. И. Машкова. 

М.А. Врубель. Дама в лиловом (Портрет Н.И. Забелы-Врубель). 1904. Русский музей, Санкт-Петербург

М.А. Врубель. Дама в лиловом (Портрет Н.И. Забелы-Врубель). 1904. Русский музей, Санкт-Петербург

М. А. Врубель. Дама в лиловом (Портрет Н. И. Забелы-Врубель)

«Дама в лиловом» кисти Михаила Александровича Врубеля изображает певицу частной оперы С. И. Мамонтова Надежду Ивановну Забелу. Мы видим ее в домашней обстановке, сидящей в кресле у горящего камина. Полыхающий свет, ярко осветивший лицо, искажает черты, изменяя до неузнаваемости хрупкий и женственный облик певицы, таинственно и зловеще преображает комнату. Там, вдали, в ее глубине – то ли очертания театрального платья, то ли гигантские крылья могучего и трагически-мятежного Демона, образ которого неотступно следовал за художником… Само название картины «Дама в лиловом» настраивает зрителя на особое видение произведения. Мы невольно воспринимаем его не как портрет, а как некую фантазию, как художественное выражение полного тревоги и предчувствий душевного мира автора.

То, что портрет может становиться средством самовыражения в живописи, – случай в истории изобразительного искусства нередкий. В качестве примера можно привести еще одно произведение – «Даму с фазанами» И. И. Машкова. 

И.И. Машков. Дама с фазанами (Портрет Ф.Я. Гессе). 1911. Русский музей, Санкт-Петербург

И.И. Машков. Дама с фазанами (Портрет Ф.Я. Гессе). 1911. Русский музей, Санкт-Петербург

 И. И. Машков. Дама с фазанами (Портрет Ф. Я. Гессе)

Яркая сочность цвета, выразительность контура, плотность красочной фактуры, напоминающие стиль городской вывески, доставляют художнику такую радость и удовольствие, что этот процесс самовыражения представляется ему куда более важным и значимым, нежели характеристика личности изображенной на картине женщины.

Здесь личность автора начинает преобладать над личностью модели, и «Дама с фазанами», как и «Дама в лиловом», из портрета превращается в своеобразный автопортрет. Такой портрет содержит рассказ не только об изображенном человеке, но и об авторе портрета – художнике, о его видении мира и о его понимании искусства живописи.

Однако все знают, что автопортрет существует как специальная и довольно обширная область портретного жанра. Можно с уверенностью сказать, что нет такого художника, который не написал бы ни одного автопортрета.

Восприятию автопортрета может помочь предварительное задание – предложите детям «написать» воображаемый автопортрет, ответив на следующие вопросы:

— Какие предметы вы включили бы в композицию своего автопортрета?

— Какое освещение и какой цвет кажутся вам наиболее выразительными в вашем автопортрете?- В каком костюме вы хотели бы себя изобразить?

— В какой живописной или графической технике вы хотели бы создать свой автопортрет?
Можно предложить детям написать или нарисовать автопортрет.

Наверное, каждый из нас не однажды замечал такую особенность многих автопортретов: подчеркнуто пристальный, внимательный взгляд, направленный прямо на зрителя. Это художник внимательно всматривается в зеркальное отражение, изучая свой внешний облик и постигая мир собственной души. Каким он видит себя? 

М.В. Нестеров. Автопортрет. 1915. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

М.В. Нестеров. Автопортрет. 1915. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 М. В. Нестеров. Автопортрет

Работая над одним из своих автопортретов, Михаил Васильевич Нестеров как-то шутливо заметил: «Посмотрим, что выйдет у самого “пристрастного” ко мне живописца – у Нестерова». Эта «пристрастность», высочайшая требовательность к себе как к художнику, всегда была свойственна Нестерову. Быть может, поэтому на автопортрете 1915 года такой пристальный, даже суровый взгляд, в котором и сила духа, и напряженное глубокое раздумье.

В композиции портрета важную роль играет фон. Он помогает художнику раскрыть творческий замысел, ярче передать характер, духовный мир человека. В автопортрете Нестерова это пейзаж: дали с лесистыми холмами, плавный изгиб реки, зеленеющие берега – спокойная и умиротворенная красота русской природы, с такой проникновенной силой воспетая в его картинах. 

К.С. Петров-Водкин. Автопортрет. 1918. Русский музей, Санкт-Петербург

К.С. Петров-Водкин. Автопортрет. 1918. Русский музей, Санкт-Петербург

 К. С. Петров-Водкин. Автопортрет 

«Автопортрет» Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина – один из самых значительных в живописи XX столетия. Он из тех автопортретов, в которых пульс времени звучит в унисон с сердцем художника.

1918 год. В это тяжелое для России время среди всеобщего разрушения художник ищет стабильности в глубинах собственной души. Взгляд художника – глубокий и строгий. Уверенно, спокойно и строго художник несет свой крест – тяжелое бремя ответственности за судьбы России, ее искусства, ее народа.

Рассматривая с детьми «Автопортрет» К. С. Петрова-Водкина, еще раз акцентируйте внимание на роли фона. Лицо художника возникает здесь на пересечении «планетарных» измерений неба и земной тверди, образующих фигуру креста – символ жертвенности.

А.Е. Яковлев и В.И. Шухаев. Пьеро и Арлекин. 1914. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

А.Е. Яковлев и В.И. Шухаев. Пьеро и Арлекин. 1914. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

А. Е. Яковлев и В. И. Шухаев. Пьеро и Арлекин 

Порой художник видит себя неожиданно и непривычно для зрителя. Пример тому – совместный автопортрет двух художников начала XX века, Александра Евгеньевича Яковлева и Василия Ивановича Шухаева в костюмах Пьеро и Арлекина. Почему они решили представить себя в таком необычном облике? Быть может, они не хотели до конца открыться зрителю, и маскарадный костюм оказался здесь как нельзя кстати? А может, они хотели сказать, что в их ремесле, как и в ремесле актера, заключен момент лицедейства? Впрочем, перевоплощение художника в образ созданного им персонажа – традиция историческая; вспомните хотя бы автопортрет Карла Брюллова в его картине «Последний день Помпеи».

В начале XX в., когда жили Александр Яковлев и Василий Шухаев, мир таинственного маскарада, мир Пьеро, Арлекина и Коломбины был особенно любим художниками. Искусство той поры наполнено театральными мотивами – фигурками в маскарадных костюмах, карнавальными сценками, театральными атрибутами. Мир маскарада казался тем спасительным раем, где всегда можно скрыться от пугающего мира реальности. Это еще раз свидетельствует о глубокой связи искусства портрета и исторического времени, то есть эпохи, в которой живет художник.

Заканчивая экскурсию, необходимо задать детям контрольные вопросы:

1) Вспомните имена художников, портреты которых мы видели.
2) Какой из увиденных портретов запомнился вам более всего, и почему?
3) Какой портрет мы называем парадным, а какой – камерным?
4) Вспомните интересный случай, который помог И. Е. Репину создать один из самых удачных портретов художественного критика В. В. Стасова.
5) В чем заключаются отличительные особенности портретов кисти В. А. Серова?
6) Чем необычны портреты М. А. Врубеля «Дама в лиловом» и И. И. Машкова «Дама с фазанами»?
7) В чем, по вашему мнению, заключаются задачи живописного портрета? Назовите и объясните их.

В завершение экскурсии сделайте выводы:

1) Портрет – жанр искусства, посвященный изображению человека.
2) Ведущая задача портрета – передать внешнее сходство и характер изображенного на портрете человека.
3) Портрет отражает не только личность изображенного человека, но и личность художника – его отношение к модели, к миру, его понимание искусства.
4) В портрете, словно в зеркале, отражается время – та историческая эпоха, когда создавалось произведение.