Музейный урок «Пушкинская осень в произведениях русских художников»

Музейный урок «Пушкинская осень в произведениях русских художников»

Автор материалов – Борис Андреевич Столяров 

Для поэтов и художников природа всегда была источником творческого вдохновения. В многообразии изображаемых природных образов раскрывается трепетная душа творца, ее отношения с окружающим миром. При этом живописец обладает возможностью передать в красках все многообразие визуального мира, поэт же сконцентрирован на жизни Духа. Поэзии, отличие от живописи, не дано создать у нас иллюзию реальности такой же силы, ей ближе потаенная жизнь природы, и обращение к ней – это повод погрузиться в богатый сравнениями и метафорами внутренний мир человека.

В.Е. Попков. Осенние дожди. Пушкин. 1974. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В.Е. Попков. Осенние дожди. Пушкин. 1974. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В картине «Осенние дожди. Пушкин» художник не создает портрета поэта, он стремится постичь и передать зрителю его творческое состояние. Вспомните, как оно описывается в десятой и одиннадцатой строфах «Осени»: «И забываю мир – и в сладкой тишине / Я сладко усыплен моим воображеньем…»Пушкин и природа составляют в картине единое целое. Художник двадцатого века своим произведением дал нам возможность ощутить переживание поэтом любимого времени года, о котором он говорил: «И с каждой осенью я расцветаю вновь…»

 Тестовое задание:

  1. Чем близки и чем отличаются живопись и поэзия как виды художественного творчества?
  2. Совпадает ли твое представление о единстве внутреннего состояния А.С. Пушкина и осенней природы с произведением В.Е. Попкова?
  3. Какие стихотворения, написанные Болдинской осенью 1830 года, тебе известны?

Воспевая в стихотворении поэтическую красоту русской природы, Пушкин сочетает чувственное восприятие ее состояний с описанием картин обыденной сельской жизни.
Сравните:

[notice]«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса …»[/notice]
и
[notice]«Ведут ко мне коня; в раздолии  открытом,
Махая гривою, он всадника несет…»[/notice]

Выразительные интонации этого произведения оказали большое влияние на воплощение темы осени в русской живописи. Речь идет о полотнах И. С. Остроухова, В.Д. Поленова, И. И. Левитана и  Е. Е. Волкова в чьих работах поэтические строки обрели свою живописную плоть.

И.С. Остроухов. Золотая осень. 1886–1887. Государственная Третьяковская галерея, Москва

И.С. Остроухов. Золотая осень. 1886–1887. Государственная Третьяковская галерея, Москва


В седьмой строфе стихотворения «Осень», Пушкин писал:

[notice]«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…» [/notice]

Это восхищение поэта «прощальной красой» осени не оставляет и автора картины, а созерцающий ее зритель, воспринимая «багрец и золото» деревьев и роскошь ковра из опавших листьев вспоминает пушкинские строки. Природа в этом пейзаже словно застыла в обаянии тишины теплого осеннего дня, которую нарушает лишь тихий шорох падающих листьев, да суета двух сорок на пустынной тропинке

В.Д. Поленов. Золотая осень. 1893. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова

В.Д. Поленов. Золотая осень. 1893. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова

В отличие от камерного пейзажа Остроухова, «Золотая осень» Поленова представляет собой панорамный пейзаж с плавными, текучими ритмами линий берегового рельефа Оки и широким разворотом напоенного светом и воздухом пространства. Природа в нем очаровывает состоянием, подчеркнутого мягкими золотистыми красками, покоя и умиротворения. Эта лирическая проникновенность не случайна. Поленов долгие годы своей жизни жил в этих местах и написал здесь немало известных пейзажей.

И.И. Левитан. Золотая осень. 1895. Государственная Третьяковская галерея, Москва

И.И. Левитан. Золотая осень. 1895. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В творческом наследии И.И. Левитана  более ста осенних пейзажей,   среди которых картина «Золотая осень» является одним из самых известных произведений художника. От картины Остроухова ее отличает яркость колорита, пространственная глубина и обилие деталей (лес, речка, небо, деревня вдалеке). Отметим и  выразительность фактуры полотна написанного экспрессивным мазком, усиливающим эмоциональную выразительность  образа осенней природы, что свидетельствует о поиске художником новых живописных приемов.

Тестовое задание:

1.Обрати внимание на композицию картины художника Остроухова, которая напоминает остановившийся кадр из кинофильма. Как ты думаешь, почему художник использовал этот прием?
2.Что ты думаешь о колорите картины, какому настроению осени он созвучен?

Обратимся к другому настроению осени, которое нашло свое воплощение в произведении, которое мало известно широкому зрителю, но, тем не менее, это не менее значимый живописный «отклик» на тему Пушкинской осени.

Е.Е. Волков. Октябрь. 1883. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Е.Е. Волков. Октябрь. 1883. Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Октябрь» Волкова так убедителен тонкой передачей состояния тихого, напоенного прохладой серого осеннего дня, что ее можно рассматривать как живописный эквивалент к первой строке пушкинской «Осени»:
 
«Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей...»

  И действительно, березовая роща уже почти сбросила листву, но развернутое далее описание, в которое у Пушкина  вплетается событийность помещичьей жизни - «сосед мой поспешает в отъезжие поля с охотою своей», уступает место легко «читаемому», собственно пейзажному образу картины с открывающимся сквозь оголенные ветви берез, пространством реки.

Тестовое задание:

1. Какой из трех рассмотренных пейзажей ты считаешь более соответствует  Пушкинскому четверостишию и почему?
2.Чем отличается колорит «Золотой осени» Левитана от колорита одноименной картины Остроухова?
3.Что объединяет рассматриваемые полотна Левитана  Остроухова и Поленова?
4. Вспомни, в каком произведении Пушкина дано это описание осени:
 
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Выводы.

Сопоставляя живопись и поэзию, отметим, что в пушкинских стихах дана обобщенная характеристика любимого времени года, а в живописных полотнах мы ближе к непосредственному восприятию природы, ибо оны всегда была для него источником творческого вдохновения.  При этом выбор художественных средств у поэта и художника определялся   задачей создания образа природы, наделенного миром человеческих чувств. Художника и поэта объединяет  уникальное творческое существование на грани видимого и чувствуемого.