Марк Шагал

Марк Шагал


Автор материала – Людмила Васильевна Короткина 

Вступление. Несколько слов об эпохе


Предлагаемый читателю текст знакомит с основными этапами жизни и творчества всемирно известного художника, Марка Шагала, и может служить пособием к работе лектора.

Шагал сформировался как художник в переломный период развития человечества, когда культура и наука, исследования и открытия приобретали новые, дотоле невиданные черты. Открытие атома, появление авиации - воплощения давней мечты человечества, телеграфа и кинематографа – всё это показало мир с совершенно иной стороны. Открылись возможности и тайны, вечно хранимые Вселенной. Появилось новое вооружение, танки заменили лошадей, на которых сражались воины с древнейших времён. Этот невиданный скачок в истории человечества опосредованно отразился на развитии искусства. Художники искали новые пути для передачи не столько событий окружающей жизни, сколько своего внутреннего мира.

Зарождение кубизма, экспрессионизма, абстрактного искусства - всех авангардистских течений начала нового века были попыткой переосмысления традиционных законов изобразительного искусства. Всё сказанное относится и к творчеству Марка Шагала. Его искусство кажется подчас фантастическим, странным, причудливым. Он же считал себя реалистом, так как реально и правдиво отображал мир своей души.

В западноевропейской искусствоведческой литературе творчеству Шагала посвящено множество исследований. В нашей стране первые работы о Шагале были изданы в конце 1910-х – годов. Авторы -_Абрам Эфрос и Яков Тугендхольд отмечали искренность и «детскую вдохновенность» его искусства.[1] Затем, в течение многих лет его творчество не рассматривалось, подверглось полному забвению, как и творчество других художников русского авангарда. Это был результат идеологического давления советской системы, тем более, что Шагал жил во Франции, где он получил признание ещё в дореволюционное время. Впервые после многих лет молчания, в 1967 году, появилась в советской печати статья, в которой писатель Илья Эренбург написал о своих встречах с Шагалом. Он говорил о любви художника к родному Витебску: «Кажется, вся история мировой живописи не знала художника, настолько привязанного к своему родному городу, как Шагал». [2] Писатель вспоминал известную фразу Шагала из его книги «Моя жизнь»: «О Париж! Ты мой второй Витебск!». Знакомя читателей с жизнью Шагала, Эренбург писал: «Он прожил несколько десятилетий в Париже, проводил летние месяцы в Бретани и в Пиренеях, в Оверни и в Савойе, жил да и теперь живёт близ Лазурного берега, побывал в Испании, в Англии, в Голландии, в Германии, в Италии, восхищался галереей Уффици и улицами Флоренции, два раза был в Палестине, глядел на Иерусалим, потом на пирамиды Египта, на пёстрые краски Бейрута, шесть лет прожил в Нью-Йорке, съездил в Мексику. Что зрительно осталось от пятидесяти лет блужданий, от диковинных деревьев юга, от небоскрёбов, от развалин Акрополя? Да почти ничего: несколько пейзажей, Эйфелева башня, у верхушки которой порой обнимаются витебские влюблённые, вот и всё. Деревянный захолустный Витебск, город молодости, врезался и в его глаза, и в его сознание /…/. Может быть, пришло время показать работы витебчанина М.З.Шагала не только французам или японцам, но также его землякам? – обращался Эренбург к читателям. – Ведь всё созданное им неразрывно связано с любимым им Витебском».[3] В 1973 году Шагал приезжал в Москву и Ленинград, где навестил своих сестёр. Несмотря на то, что он давно уже стал знаменитым, известным во всём мире художником, встречи проходили под присмотром КГБ.[4] Только с конца 1980-х появились статьи о творчестве Шагала. В 1987 году, в Москве, к 100-летию со дня рождения художника и через два года после его смерти состоялась большая ретроспективная выставка, охватившая почти весь его творческий путь. На выставке были представлены работы не только из музеев, но и различных частных собраний, прежде всего – зарубежных, принадлежавших жене и дочери Шагала. Эти произведения наш зритель увидел впервые. Был издан хорошо иллюстрированный каталог со статьями деятелей культуры. Затем выставка Шагала прошла в Русском музее. Через некоторое время в Эрмитаже были представлены гравюры Шагала. Вышли в свет исследования, посвящённые его творчеству.

Марк Шагал прожил очень долгую жизнь - девяносто восемь лет. Весь XX век прошёл перед его глазами - войны, революции, смены государственных устройств, утраты и надежды народов - его искусство оставалось искренним, драматичным и полным душевной теплоты.

Шагал был поэтом. Его стихи – это лирические думы и воспоминания. Он также был автором биографических книг, особенно известна «Моя жизнь», которую он написал ещё в молодости. Но прежде всего Шагал был живописцем. Он оставил огромное наследие в разных видах творчества – картинах, гравюрах, рисунках, монументально-декоративных росписях, панно, витражах и мозаиках. Его знаменитые произведения рассеяны по всему свету. Но в собраниях нашей страны, в том числе и в Русском музее, находятся его работы преимущественно раннего периода творчества. Всемирная слава Шагала прошла мимо России.

ВОПРОСЫ К ВСТУПЛЕНИЮ

  1. В какую эпоху жил Шагал?
  2. В какую страну он уехал учиться и жил там, начиная с дореволюционных лет?
  3. Когда в нашей стране начали изучать его творчество?
  4. Когда прошла первая большая выставка произведений Шагала в нашей стране?
  5. Занимался ли Шагал литературным творчеством? Какую известную книгу он написал?
[1] Эфрос А. и Тугендхольд Я. Искусство Марка Шагала.  -  М.: Геликон, 1918. – С. 11.

[2] Эренбург  И. О Марке Шагале //Декоративное искусство СССР, 1967, № 12. – С. 34.

[3] Эренбург  И.  О Марке Шагале //Декоративное искусство СССР, 1967, № 12. – С 36-37.

[4] .Петрова Е.Память о Марке Шагале в России //Марк Шагал. Вып. 116. -  СПб.: Palace Editions, 2005.  -  С.28. (Государственный Русский музей представляет).