Императорская Академия художеств второй половины ХIХ века и Генрих Семирадский

Императорская Академия художеств второй половины ХIХ века и Генрих Семирадский


Автор материала – Людмила Васильевна Короткина 

Вступление. Особенности академического искусства второй половины 
XIX века. Взгляд в историю

Предлагаемое пособие знакомит читателя с творчеством художников академического направления второй половины XIX века, в течение довольно длительного времени не привлекавших внимания исследователей. В советский период предпочтение отдавалось социально направленному искусству передвижников, ориентированному на современность. А между тем искусство Академии занимало большое место в художественной жизни, сохраняя верность традициям и отстаивая свои идейно-эстетические позиции. Типичными для Академии второй половины XIX были картины, изображавшие яркую, праздничную жизнь Италии или безмятежные сценки быта далекого прошлого - Древней Греции, Древнего Рима, допетровской Руси. Некоторые художники проявляли интерес и к драматическим событиям истории. При этом картины восхищали профессионализмом исполнения, красотой живописи, чисто формальными достижениями, весьма немаловажными в процессе общего художественного развития. В последнее время возродился интерес к академическому искусству, свидетельством чему послужила выставка «Пленники красоты», которая была организована в Третьяковской галерее в 2004 году. Название выставки уже объясняет ее содержание. Зритель впервые увидел красочный мир академического искусства, созданного в 1830 – 1910-е годы.

Самым выдающимся художником-академистом рассматриваемого периода был Генрих Ипполитович Семирадский. Слава пришла к нему с первых шагов самостоятельного творчества и сопровождала его до конца дней.

Что же представляла собой Императорская Академия художеств в то время, когда жил и творил Семирадский? Какие художники, его современники, разделяли его эстетические убеждения? Прежде чем мы обратимся к творчеству академистов и главному герою нашего очерка, вспомним основные вехи существования этого учебного заведения, из которого вышли все знаменитые русские живописцы.

Императорская Академия художеств была основана в царствование императрицы Елизаветы Петровны в 1757 году. Инициатором создания этого учебного заведения был придворный, большой патриот и очень образованный человек – Иван Иванович Шувалов.

А. П. Лосенко. Портрет президента Академии художеств И. И. Шувалова. 1760. Русский музей, Санкт-Петербург

А. П. Лосенко. Портрет президента Академии художеств И. И. Шувалова. 1760. Русский музей, Санкт-Петербург

Но мысль об Академии занимала уже Петра I. В основанной великим императором Академии наук (1724 г.) существовало отделение, где велось преподавание живописи, скульптуры, архитектуры и гравирования. Преподавателями были иностранные мастера. Наиболее известные из них – Луи Каравак и Георг Гзель, картины которых можно видеть на экспозиции в Михайловском замке.

Постепенно к середине ХVIII века состав учащихся увеличился, и Академия наук получила название «Академия наук и художеств». В то время перед художниками стояли определенные задачи – удовлетворять требования царского двора. Строились дворцы, их необходимо было украшать росписями, лепкой и резьбой по камню и дереву. Художники были заняты также устройством и оформлением празднеств. Многие работы выполняли мастера живописной и архитектурной команд при Канцелярии от строений. В Западной Европе к этому времени уже существовали Академии художеств – в Австрии, Дании, Италии, Испании и других странах. Необходимость создания высшей художественной школы назрела и в России.

Иван Иванович Шувалов задумал устроить Академию при Московском университете, в основании которого он принимал участие вместе с Михаилом Васильевичем Ломоносовым и куратором которого он был. В 1756 году Шувалов жил в Париже, где познакомился с известными художниками, и некоторые из них согласились приехать в Россию, но не в Москву, как рассчитывал Шувалов, а в столицу – Петербург. Шувалов изучил уставы западноевропейских академий, творчески осмыслил их и написал для российской Академии свои Регламенты. В их основу был положен европейский педагогический опыт, иначе «основанное им учреждение могло оказаться вне европейской академической традиции».

Академия художеств учреждена решением Сената 17 ноября 1757 года. Иван Иванович Шувалов стал ее президентом.

Первыми учениками были шестнадцать молодых людей, студентов Московского университета, проявивших художественные таланты. Среди них – Василий Иванович Баженов, будущий знаменитый архитектор. По приглашению Шувалова в Академии художеств преподавали: скульптор Никола Жилле и живописцы – Луи-Жан-Франсуа Лагрене и Стефано Торелли. Лагрене известен как автор аллегорической картины «Елизавета Петровна – покровительница искусств», а Торелли – коронационным портретом Екатерины II и картиной «Екатерина II в образе Минервы, покровительницы искусств». Шувалов отдал своему детищу – Академии – много сил и средств. Он подарил ей свою библиотеку, собрание картин и рисунков, а в течение первых лет существования Академии Шувалов предоставил ей свой дворец в Петербурге. В дальнейшем, при Екатерине II, на посту президента его сменил Иван Иванович Бецкой. Шувалов надолго уехал из России, сначала во Францию, затем в Италию, где прожил много лет. Из Италии он продолжал заботиться о созданной им художественной школе: посылал в Академию выполненные по его заказу многочисленные слепки с античных скульптур, необходимых для обучения будущих художников.

Последние годы жизни Шувалова прошли в Петербурге. В своем дворце, окруженный произведениями искусства, он проводил вечера среди друзей – писателей и художников. Имя Шувалова навсегда связано с Российской Академией художеств. «Понятие «шуваловская Академия» установилось достаточно прочно. Оно вызывает представление о первых успехах молодых русских художников, о заботливом отношении к их способностям, о подлинном внимании к развитию родного искусства».

При Екатерине II в Академии было учреждено Воспитательное училище, куда принимали шестилетних мальчиков. Они должны были безвыездно находиться в его стенах в течение пятнадцати лет и учиться искусству. Академия художеств давала хорошее профессиональное образование. Ученики получали тщательную подготовку, прежде чем допускались к выполнению картины. Они рисовали с гипсов головы, затем фигуры, потом приступали к работе с натуры. При этом требовалось «исправлять» несовершенство в сложении натурщиков, чтобы приблизить изображение к античному идеалу. Утверждались вечные нормы красоты. Огромное значение в преподавании придавалось рисунку.

Основными темами, к которым обязывали обращаться ученикам, были исторические. Под «историей» понимали и собственно исторические события, и мифы. Искусство рассматривалось как средство воспитания общества. Великие дела, великие герои, их мужество и подвиги в сочетании с непререкаемым благородством являли достойный пример современникам. Примером тому может считаться картина одного из первых выпускников Академии – Антона Павловича Лосенко – «Прощание Гектора с Андромахой» (1772–1773), в которой герой покидает свою семью, отправляясь на поле брани.

Искусство портрета не было ведущим в Академии, однако все значительные портретисты того времени участвовали в академических выставках.

Отечественная война 1812 года вызвала к жизни множество произведений героического характера. Художники, откликаясь на события современности, прославляли подвиги персонажей из русской истории (картина Андрея Ивановича Иванова «Единоборство князя Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем Редедей» 1812 года и другие).

Расцвет академического искусства связан с творчеством Карла Павловича Брюллова, Федора Антоновича Бруни и Александра Андреевича Иванова, обогатившими академическое искусство новыми чертами. Иванов внес психологическую глубину образов и разработал систему влияния цвета на цвет, Брюллов и Бруни использовали колористическую гамму, соответствующую избранному сюжету, и внесли в свои картины романтический пафос. Кроме того, Бруни в монументальном полотне «Медный змий» представил – впервые в академической живописи – этнически характерный типаж, а в росписях Исаакиевского собора поднял проблему синтеза живописи с архитектурой.

В искусстве Академии середины XIX века наметилось увлечение развлекательными сюжетами, радующими глаз яркими красками и красотой молодых лиц. Этому во многом способствовали впечатления художников от Италии, где была в то время большая колония русских живописцев. Вырвавшись из холодного с серым небом и творческой несвободой Петербурга, они радостно окунулись в итальянскую жизнь. Привлекало все: солнце, теплый климат, пышная растительность, дворцы Ренессанса и роскошная архитектура барокко и тут же – памятники и руины Древнего Рима и, главное – свобода. Большинство живописцев отражали праздничную сторону жизни Италии, карнавалы Венеции и Рима, сценки из уличной жизни. Такие мастера как Брюллов, Бруни и Александр Иванов были единственными, кто обращался при этом к серьезным философски-религиозным трактовкам исторической и духовной жизни человечества. Большая часть художников выбирала исключительно «беззаботные» сюжеты. Изображали красоту итальянских женщин, праздники, карнавалы – неотъемлемую часть жизни Италии, так далекую от петербургской, непохожую на нее. Свобода творчества, много солнца, прекрасные женщины – все способствовало увлечению красотой и радостью жизни.


Вопросы:

  1. Чем вызван интерес исследователей в наше время к искусству Академии второй половины XIX века?
  2. Как называлась выставка в залах Третьяковской галереи, посвящённая академическому искусству второй половины XIX века?
  3. Объясните понятие «шуваловская» Академия.
  4. В каком возрасте принимали учеников в Академию?
  5. Что было главным в процессе обучения? На какие особенности обучения вы обратили внимание?
  6. Какие темы были основными в академическом искусстве?
  7. Назовите имена самых знаменитых художников Академии.
  8. Какие картины К.П. Брюллова, Ф.А. Бруни и А.А. Иванова вы знаете?
  9. Какие черты в развитии искусства Академии наметились в середине XIX столетия и что этому способствовало?