Бытовая картина. Методическое пособие по проведению экскурсий

Бытовая картина. Методическое пособие по проведению экскурсий


Автор материалов – Наталья Дмитриевна Соколова

Общие замечания

Музейная экскурсия по теме «Бытовая картина», предназначенная для учащихся 4–5­х классов общеобразовательной школы, – одна из составляющих в экскурсионном цикле «Жанры изобразительного искусства». Изучение жанров живописи, их специфики и содержания необходимо для постижения художественно-­образного языка искусства, поэтому данный цикл является важной частью музейно­педагогической программы «Здравствуй, музей!», реализуемой Русским музеем.

Цель экскурсии – формирование представления о бытовой картине как жанре изобразительного искусства, о ее содержании и выразительных средствах.

Задачи экскурсии имеют как познавательный (расширение представления о содержании изобразительного искусства и его жанровой специфике), так и развивающий характер. Среди них наиболее значимыми для достижения педагогической цели экскурсии являются следующие:
- развитие способности к восприятию художественного образа в произведении изобразительного искусства;
- развитие внимания и наблюдательности по отношению к событиям окружающей действительности;
- развитие способности к сопереживанию (эмпатии), а также к формированию личностного отношения к событиям действительности;
- формирование представления о содержании бытовой картины в различные исторические эпохи;
- развитие способности к пониманию художественно­образного языка бытовой картины как жанра живописи;
- формирование представления о том, что такое тема, сюжет, идея в произведении изобразительного искусства, и в частности – в картине бытового жанра;
- формирование представления о процессе работы художника над тематической композицией.

Методика экскурсий, объединенных общей темой «Жанры изобразительного искусства», является однотипной, и ее основные принципы изложены в методическом пособии по теме «Портрет». Однако в случае с бытовой картиной экскурсионная методика имеет некоторые специфические особенности, заключающиеся в следующем. Мотивом картины на бытовые темы (или жанровой картины, как еще принято ее называть) является, как правило, некий сюжет, действие или событие. Между тем увлекательность сюжета не должна отвлекать внимание экскурсовода от характеристики художественно­образных средств. Важно, чтобы учащиеся поняли: работая над бытовой картиной, художник стремится не только развлечь зрителя, но и сказать нечто важное. Иными словами, в бытовой картине, как и в любом произведении искусства, всегда есть авторский замысел, авторская идея, которая выражена известными художественными средствами – цветом, композицией и др. В связи с этим зрительный ряд экскурсии включает произведения, отличающиеся яркостью, выразительностью и разнообразием живописного языка, отражающего содержание авторского замысла и творческую индивидуальность художника.

Зрительный ряд:
1. А. Г. Венецианов. Гумно. 1821
2. А. Г. Венецианов. Утро помещицы (Помещица, занятая хозяйством). 1823
3. П. А. Федотов. Вдовушка. 1851
4. П. А. Федотов. Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме). Около 1851
5. В. Г. Перов. Трапеза. 1865–1876
6. В. Г. Перов. Парижские тряпичники. 1864
7. И. Е. Репин. Бурлаки на Волге. 1870–1873
8. И. Е. Репин. Шторм на Волге. 1870
9. А. Е. Архипов. В гостях. 1915
10. Б. М. Кустодиев. Масленица. 1916
11. К. А. Сомов. Зима. Каток. 1915
12. П. В. Кузнецов. Стрижка баранов. Около 1912