Историческая картина. Методическое пособие по проведению экскурсий

Историческая картина. Методическое пособие по проведению экскурсий

Н.К. Рерих. Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится. 1914. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Н.К. Рерих. Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится. 1914. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Н. К. Рерих. Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится. 1914

Такова историческая живопись Николая Константиновича Рериха. В годы Первой мировой войны художник создал цикл картин, героями которых стали почитавшиеся на Руси святые – Пантелеймон-целитель, Сергий Радонежский, Борис и Глеб, Прокопий Праведный. Рассказывая об их жизни, делах, Рерих обращается через их образы к людям с идеями любви и добра, с призывами к миру.

Народные предания окружили когда-то реально существовавшего юродивого Прокопия ореолом святости. Его преданность родному городу, заботы о Великом Устюге вошли в легенды и сказания, сохранившись в памяти народной.

Рерих изобразил Прокопия Праведного мудрым старцем, сидящим на берегу реки. На доброе плавание благословляет он плывущие по ней корабли. Мир в картине художника полон тишины, покоя, любви и гармонии.

Спросите детей: какими выразительными средствами автор добился этого впечатления? Проанализируйте цветовой строй и композицию картины:
- колорит картины построен на цветовом контрасте (синий и оранжевый, фиолетовый и желтый); тем не менее цветовые сочетания не кажутся грубыми, резкими – они смягчены промежуточными полутонами и гармоничны;
- в композиции картины преобладают мягкие, певучие ритмы, основанные на плавных горизонталях.

Отметьте, что небольшие размеры исторической картины Н. К. Рериха, особенно в сравнении с картинами художников XVIII – 1-ой половины XIX веков (Г. И. Угрюмова, К. П. Брюллова), отнюдь не снижают впечатления торжественности и монументальности.