Историческая картина. Методическое пособие по проведению экскурсий

Историческая картина. Методическое пособие по проведению экскурсий

В.А. Серов. Петр Первый на псовой охоте. 1902. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В.А. Серов. Петр Первый на псовой охоте. 1902. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В. А. Серов
Петр Первый на псовой охоте. 1902
Выезд Екатерины II на соколиную охоту. 1902
Выезд императора Петра Второго и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту. 1900


Для исторической живописи конца XIX – начала XX веков характерны исполненные Валентином Александровичем Серовым иллюстрации к изданию Н. И. Кутепова «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси». Это небольшие картины, выполненные темперой на картоне.

Так же, как и Рябушкина, Серова не интересуют какие-либо значительные события истории. В этих картинах не происходит ничего существенного. Что же в таком случае привлекает художника?

В.А. Серов. Выезд императора Петра Второго и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту. 1900. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В.А. Серов. Выезд императора Петра Второго и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту. 1900. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В.А. Серов. Выезд Екатерины II на соколиную охоту. 1902. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В.А. Серов. Выезд Екатерины II на соколиную охоту. 1902. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Чтобы ответить на этот вопрос, внимательно изучите сюжеты всех трех картин и предложите детям составить небольшие рассказы, иллюстрациями к которым могли бы быть эти картины. В каждом из рассказов акцентируйте внимание на характерных сюжетных деталях, например: Петр I хохочет над свалившимся с коня неуклюжим боярином; стареющая Екатерина, повернув голову, с улыбкой поглядывает на своего очередного фаворита, сопровождающего императрицу верхом; Елизавета и Петр II смотрят на повстречавшихся на размытой дороге нищих путников. Постарайтесь почувствовать ироническое отношение художника к своим героям и к той ситуации, в которой он их изображает. Для Серова важен не исторический конфликт, а дух времени. Он не размышляет, не анализирует историческую ситуацию, а любуется стилем эпохи, который замечает в характерных деталях сюжета и пейзажного мотива, в красоте костюма, в особенностях поведения исторических персонажей.

Такое своего рода эстетское отношение художника к истории усиливается изысканностью живописи, основанной на тонких сочетаниях неярких тонов – серебристо-серых, розовых, бледно-зеленоватых.

Начало XX столетия – одна из самых трагических страниц мировой истории. В России это время трех революций и двух войн, одна из которых – Первая мировая (1914–1918 гг.). «Невиданные перемены, неслыханные мятежи» – так сказал об этой эпохе поэт Александр Блок. Проблемы войны и мира, добра и зла, жизни и смерти волнуют художников. Размышляя об этом, они обращаются к истории, философии, религии. Историческая картина часто приобретает аллегорическое, философское звучание.