Историческая картина. Методическое пособие по проведению экскурсий

Историческая картина. Методическое пособие по проведению экскурсий

А.П. Рябушкин. Московская улица XVII века в праздничный день. 1895. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

А.П. Рябушкин. Московская улица XVII века в праздничный день. 1895. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

А. П. Рябушкин

Историческая картина конца XIX столетия демонстрирует новое отношение художников к истории и историческому сюжету в живописи. В исторических картинах А. П. Рябушкина, В. А. Серова, Н. К. Рериха звучит ностальгическая нота, восхищение красотой и поэзией минувших эпох. Особенно привлекает художников старая допетровская Русь XVI–XVII веков. Однако, в отличие от художников XVIII века, их интересует не героика, а своеобразие быта, поведение, красота исторического костюма и аристократической среды. Другое отношение к истории определило и выбор сюжетов.

Предложите детям сравнить исторические сюжеты Угрюмова, Брюллова, Репина и Рябушкина и высказать свои впечатления по этому поводу.

А.П. Рябушкин. Едут (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века). 1901. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

А.П. Рябушкин. Едут (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века). 1901. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Рассмотрите вместе с детьми картины Андрея Петровича Рябушкина «Московская улица XVII века в праздничный день» и «Едут (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века)». Обратите внимание на историческую среду, костюмы, сюжетный мотив, на персонажей и их поведение и задайте вопрос: чем, по вашему мнению, интересны автору данные сюжеты?

А. П. Рябушкина, в отличие от Г. И. Угрюмова, К. П. Брюллова, И. Е. Репина и других исторических живописцев более ранних эпох, привлекает не героика, а бытовая сторона истории; он любуется красотой костюмов, его интересуют характерные особенности поведения людей прошлого, их лица, архитектурная и историческая среда старинного русского города. Причина такого взгляда на историю кроется не только в индивидуальности самого художника, но и в особенностях эпохи. Конец XIX столетия – время технического прогресса, бурного развития промышленности. И поэтому в искусстве того времени не случаен ностальгический взгляд в прошлое, поэтизация быта и нравов старой Руси.

Обратите внимание детей на декоративность живописи, гармоничность цветовых отношений в картинах Рябушкина, что еще более усиливает поэтичность исторического образа.