Историческая картина. Методическое пособие по проведению экскурсий

Историческая картина. Методическое пособие по проведению экскурсий

И.Е. Репин. Запорожцы. 1880–1891 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

И.Е. Репин. Запорожцы. 1880–1891 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

И. Е. Репин. Запорожцы. 1880–1891

Расскажите о роли, которую историческая картина играла в творчестве демократически настроенных художников 2-ой половины XIXвека, о понимании содержания и задач исторической живописи художниками круга передвижников.

Товарищество передвижных художественных выставок, просуществовавшее в России более 4 десятилетий, было создано в 1870 году. Главную свою задачу передвижники видели в том, чтобы средствами искусства отражать жизнь современного русского общества. Тема сословного неравенства, острая критика существующих порядков и сочувствие к простому народу были ведущими в их творчестве. Эти идеи были близки творчеству И. Е. Репина («Окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст…»)

Картина Ильи Ефимовича Репина «Запорожцы» – одна из самых ярких страниц в русской исторической живописи. Работа над картиной продолжалась более 10 лет (1880–1891).

Расскажите о сюжете картины.

Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану Мухаммеду IV в ответ на ультиматум покориться ему, «брату Солнца и Луны», и перейти на службу к Оттоманской Порте – такова суть полулегендарного события XVIIвека, положенного Репиным в основу сюжета исторической картины. Текст этого дерзкого и полного народного юмора письма художник впервые услышал летом 1878года в Абрамцево, под Москвой, в доме промышленника и мецената С. И. Мамонтова. Обратившись к нему лишь через 2 года, он с увлечением отдался работе над полюбившейся темой.

Этот многолетний труд вобрал в себя все, что необходимо было для работы над исторической картиной:
- кропотливое изучение исторических документов, книг, общение с историком Д. И. Яворницким и знакомство с его трудами по истории Запорожской Сечи;
- путешествие по местам, где располагалась Сечь (близ города Днепропетровска на Украине), знакомство с потомками запорожских казаков, наблюдение их обычаев, характеров;
- многочисленные зарисовки, этюды с предметов старины, оружия, портретные наброски и живописные этюды;
- композиционные эскизы.Познакомив детей с сюжетом и историей создания картины, дайте им возможность внимательно и не спеша рассмотреть ее композицию и фигуры отдельных персонажей, предложите высказать свои впечатления по поводу увиденного.

Дайте психологическую характеристику каждому из персонажей:
- хитрый, лукавый писарь;
- умный и бесстрашный атаман Иван Серко с ястребиным взором серых глаз;
- суровый и мужественный казак с повязкой на раненой голове;
- могучим хохотом сотрясающий округу добродушный старик в белой папахе и красном кафтане, похожий на гоголевского Тараса Бульбу.

Предложите детям описать оттенки смеха, «услышать» голос каждого из запорожцев, почувствовать его связь с характером. Оцените высокое мастерство И. Е. Репина как портретиста-психолога, понадобившееся ему в работе над характеристикой персонажей исторической картины. Ведь все, что объединяет сочинителей послания – свободолюбие, дерзость, отвага, и что составляет неповторимый характер и темперамент каждого из них, – все это выражено в многообразных оттенках смеха.

Работа над исторической композицией, как правило, предполагает воплощение какой-либо важной для автора и для его современников значительной идеи. В связи с этим задайте детям вопрос: с какой целью Репин писал картину, и какую идею он стремился вложить в выбранный им исторический сюжет?

Так как идея картины во многом проявляется в отношении автора к изображенному событию, здесь уместно привести слова самого художника о казаках запорожской вольницы: «Никто во всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства, братства».

Репина восхищала атмосфера запорожского братства, дух свободолюбия, который царил в Запорожской Сечи. Ему хотелось воплотить свое представление о запорожцах как о могучей непобедимой народной силе. В этом и заключается идея исторической картины.

Насколько удалось художнику передать идею картины, во многом зависит от выразительности художественно-образных средств – композиции, цветового решения, рисунка, освещения. Акцентируйте внимание детей, в первую очередь,на композиции картины, сравните ее с композицией ранее увиденных картин и отметьте ее особенности:
- принцип фрагментарности (изображение будто «срезано» справа и слева рамой картины);
- изображенная сцена придвинута «вплотную» к зрителю – так, что фигура облокотившегося на бочку запорожца на первом плане будто «выходит» из картины;
- смелый прием: три фигуры первого плана изображены со спины.

Спросите детей, что они думают по поводу замеченных особенностей, и с какой целью, по их мнению, И. Е. Репин выбрал такой принцип композиционного решения картины.

Напомните детям о том, что композиция картины является важным средством выражения творческого замысла. Для Репина важно было создать впечатление непринужденности сцены, ее жизненности и естественности. Этому впечатлению способствуют отмеченные композиционные приемы.

Важным выразительным средством живописного произведения является цвет. Отметьте особенности цветового решения: картина построена на отношениях ярких жизнерадостных сочетаний красного, зеленого, желтого. Рассматривая картину с точки зрения ее живописных качеств, дайте детям понятие фактуры (особенности красочной поверхности) и обратите внимание на ее отличие от красочной фактуры исторических полотен Г. И. Угрюмова и К. П. Брюллова: И. Е. Репину свойственно свободное письмо «а ля прима». Это значит, что краска положена на холст сразу, в один красочный слой. Густое широкое письмо открытым красочным мазком усиливает впечатление жизненной энергии, свойственной образам запорожцев.

Итак, суть исторической картины Репин видел, прежде всего, в том, чтобы отражать историю, жизнь и характер своего народа, показать его роль в истории своей страны и сделать это как можно ярче, убедительней, жизненней. Такое понимание задач и содержания исторической живописи свойственно было многим его современникам – художникам 2-ой половины XIX века, убеждения которых можно назвать демократическими.