Историческая картина. Методическое пособие по проведению экскурсий

Историческая картина. Методическое пособие по проведению экскурсий

В.Д. Поленов. Христос и грешница (Кто без греха?). 1888. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В.Д. Поленов. Христос и грешница (Кто без греха?). 1888. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В. Д. Поленов. Христос и грешница

Восприятие картины В. Д. Поленова «Христос и грешница» дает возможность познакомить детей с творческим процессом, связанным с работой над этюдным материалом.

Раскрывая понятие этюда и его роль в работе над исторической картиной, следует снова акцентировать внимание на содержательном аспекте картины и на ее отличиях от этюда.

Этюд (в переводе с французского – старание, изучение) – живописное или графическое изображение, выполненное с натуры. Этюды могут служить живописным или графическим материалом для будущей картины. Картина, в отличие от этюда, не является прямым отражением натуры. Она есть осмысленная и прочувствованная художником интерпретация явлений окружающей жизни.

В.Д. Поленов. Христос и грешница. Эскиз. 1873. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В.Д. Поленов. Христос и грешница. Эскиз. 1873. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Разность задач, которые решает художник, работая над этюдом и картиной, определяет и различие в способах работы. Если этюд пишется с натуры, часто на природе («натура» в переводе с латинского – природа), то картина – в мастерской, что создает условия для длительного творческого поиска.

Начиная беседу о картине Василия Дмитриевича Поленова, обратите внимание на тот факт, что в основе ее сюжета лежит евангельское событие: библейские сюжеты с давних пор были объектом внимания и интереса исторических живописцев.

Из мирной цветущей Галилеи Иисус приходит в Иерусалим – столицу древней Палестины. Здесь, когда он в окружении учеников проповедует у подножия храма, иудейские священники приводят к нему женщину, уличенную в прелюбодеянии. Народ, во исполнение закона, готов побить ее камнями.

Что скажет на это он, Иисус?..

Некоторое время он молчит, чертя что-то на земле. Затем отвечает: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень». Именно этот эпизод мы видим изображенным на картине.

А далее происходит неожиданное. Люди, «уязвленные совестью», расходятся, и Христос отпускает женщину со словами: «Я не осуждаю тебя. Иди и впредь не греши».

В Любви и Прощении Бог являет себя людям. В этом художник видит идею картины.

Приступая к работе над картиной, В. Д. Поленов совершает поездку в Египет и Палестину, делает несколько карандашных эскизов. В эскизах уже намечена общая композиция всей сцены, но нет еще ярко очерченных характеров, которые выражали бы глубокий смысл происходящего. Для этого необходима была работа над этюдами.

В.Д. Поленов. Кисть левой руки с вытянутым указательным пальцем. Этюд для картины «Христос и грешница (Кто без греха?)». Без даты. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В.Д. Поленов. Кисть левой руки с вытянутым указательным пальцем. Этюд для картины «Христос и грешница (Кто без греха?)». Без даты. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В.Д. Поленов. Голова молодого мужчины в синем покрывале. Этюд для картины «Христос и грешница (Кто без греха?)». Без даты. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В.Д. Поленов. Голова молодого мужчины в синем покрывале. Этюд для картины «Христос и грешница (Кто без греха?)». Без даты. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Рассматривая этюды к картине «Христос и грешница», напомните о задачах живописного этюда. Этюды, выполненные в период путешествия на Восток, необходимы были художнику для того, чтобы:
- «вжиться» в атмосферу библейского повествования, проникнуться его духом;
- создать в картине живые выразительные образы, исторически достоверную обстановку;
- почувствовать и передать в картине живописную красоту природы, архитектуры и человеческих типов