Историческая картина. Методическое пособие по проведению экскурсий

Историческая картина. Методическое пособие по проведению экскурсий

К.П. Брюллов. Последний день Помпеи. Эскиз. 1828. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

К.П. Брюллов. Последний день Помпеи. Эскиз. 1828. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

К. П. Брюллов. Последний день Помпеи. Эскиз

Сравните живописный эскиз  и картину, чтобы показать, как в процессе работы изменился первоначальный замысел художника. Предложите детям рассказать о замеченных ими изменениях в авторском замысле.

В первоначальных набросках и эскизах Карл Брюллов стремится передать размах разразившейся катастрофы, ужас и смятенье бегущей толпы. Его потрясает бессмысленная гибель людей. В столкновении с разбушевавшейся стихией человек с его чувствами, помыслами, желаниями оказывается лишь игрушкой в руках слепого могучего рока!

Рассмотрите картину, обратите внимание на позы, жесты, движения и выражения лиц, которые свидетельствуют не только о страхе и отчаянии, но и о сострадании, о стремлении помочь друг другу. Заметьте, как, изображая человека в трагическую минуту его жизни, художник восторгается его духовной и физической красотой. В картине (в отличие от эскиза) человек предстает как «венец творения», как драгоценный алмаз, сверкающий всеми своими гранями, и в этом заключается идея картины К. П. Брюллова.

Итак, мы видели, как в процессе работы над исторической картиной постепенно меняется и находит свое оформление мысль художника. Взволнованный рассказ Плиния, созерцание помпейских развалин, возвышенное восприятие человека и могучее воображение определили творческий замысел, а работа над композицией помогла претворить его в жизнь.

Иногда художнику, начинающему работу над исторической картиной, недостаточно жизненных наблюдений, исторического материала и композиционных набросков. Перед ним возникает сложная задача: как можно более убедительно охарактеризовать отдельныхгероевкартины, передать всю неповторимость их внешнего облика и душевного состояния. В этом случае необходима работа над портретными этюдами.