Историческая картина. Методическое пособие по проведению экскурсий

Историческая картина. Методическое пособие по проведению экскурсий

К.П. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

К.П. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

К. П. Брюллов. Последний день Помпеи

«Последний день Помпеи» Карла Павловича Брюллова – одна из самых значительных исторических картин в русской живописи. Знакомство с этим произведением дает возможность рассмотреть особенности творческого процесса, остановив внимание детей на некоторых этапах работы художника над историческим полотном. В частности, в ходе восприятия картины «Последний день Помпеи» дети получают первоначальные представления о том, каким образом художник работает с историческим материалом, а также о том, что такое эскиз, и какую роль он играет в процессе создания картины.

Беседу о картине «Последний день Помпеи» начните с изложения сюжета, расскажите об истории гибели города, об археологических раскопках, о музеях Помпеи (картина К. П. Брюллова изображает трагическую историю древнеиталийского города, погибшего 24 августа 79 года (почти 2 тысячи лет назад!) в результате внезапного и мощного извержения вулкана Везувий).
После того как дети узнали сюжет и в общих чертах рассмотрели картину, предложите им высказать свои впечатления и попытаться ответить на вопросы: каким образом была создана столь грандиозная, яркая и впечатляющая картина, и каким был путь художника от зарождения до полного воплощения художественного замысла?

Размышляя над ответом, дети выскажут различные гипотезы, к примеру:
- художник все это придумал;
- художник что-то знал (читал, слышал от других людей) об этом событии и эти знания использовал в работе над картиной;
- художник видел какие-то изображения – картины в музеях, иллюстрации в книгах, рассказывающие об этом событии, и, добавив к уже известному что-то свое, пофантазировав на эту тему, написал свою картину.

Обсуждая этот вопрос, можно показать детям дополнительный дидактический материал – фотографии открытой археологами Помпеи, экспонатов музеев Помпеи и др.

Расскажите о начальном этапе работы Брюллова над воплощением грандиозного замысла (весь процесс работы художника над картиной занял свыше 6 лет!).

Еще не сделав ни одного эскиза, художник начинает собирать исторический материал. Будучи в Италии, он посещает разрушенную Помпею, делает зарисовки с натуры.

С волнением читает и перечитывает Брюллов знаменитое письмо римского писателя Плиния Младшего своему другу историку Тациту: «Сколько удивительного и страшного мы пережили! Повозки, которым приказано было нас сопровождать, на совершенно ровном месте кидало в разные стороны… Черная страшная туча, которую прорывали в разных местах перебегающие огненные зигзаги, разверзлась широкими полыхающими полосами… Мать просит, уговаривает, приказывает, чтобы я бежал: для юноши это возможно; она, отягощенная годами и болезнями, спокойно умрет, зная, что не была причиной моей смерти. Я ответил, что спасусь только вместе с ней, беру ее под руку и заставляю прибавить шагу. Вокруг наступила ночь, не похожая на безлунную или облачную: так темно бывает только в запертом помещении при потушенных огнях. Слышны были женские вопли, детский писк и крик мужчин. Одни оплакивали свою гибель, другие гибель близких; некоторые в страхе перед смертью молили о смерти… Могу похвалиться: среди такой опасности у меня не вырвалось ни одного стона, ни одного жалкого слова; я только думал, что я гибну вместе со всеми и все со мной, бедным, гибнет: великое утешение в смертной участи».

Знакомство с археологическими материалом, с историческими и литературными памятниками помогло художнику представить картину гибели Помпеи в своем воображении и начать работу над первоначальными набросками будущей композиции.
Напомните детям понятие «композиция» и объясните, что такое эскиз.

Композиция – построение произведения, соотношение отдельных частей, образующих единое целое. Сочиняя картину, художник как будто строит ее. Поиск композиционного решения требует от художника большого напряжения ума, воли и чувства .

Эскиз (в переводе с французского – набросок) – первоначальный набросок будущей картины. Эскиз может быть как приблизительным наброском, так и более или менее проработанной живописной композицией. В эскизе намечаются основные детали и персонажи, их расположение на плоскости листа или холста, цветовые, светотеневые или ритмические акценты. В процессе работы может быть выполнено несколько эскизов, последовательно отражающих поиск художником композиционного и смыслового решения задуманного произведения.