Историческая картина. Методическое пособие по проведению экскурсий

Историческая картина. Методическое пособие по проведению экскурсий

Вступление

В начале экскурсии дайте представление об исторической картине как об одном из жанров искусства живописи, обозначив круг ее тем и сюжетов.

Спросите детей, с какой целью художники изображают исторические события. Отвечая на вопрос, каждый из детей отметит наиболее интересные для него особенности исторической картины, к примеру:
- занимательность сюжета;
- красоту исторического костюма;
- возможность через исторический сюжет понять значимость события;
- драматизм содержания исторической картины; возможность эмоционально пережить изображенное на картине драматическое действие и др.

Обобщая детские ответы, дайте представление о содержании исторической картины, отметив широту понятия «содержание» по отношению к теме и сюжету произведения.

Историческая картина, как правило, изображает некое знаменательное событие, которое оставило яркий след в памяти многих людей, в истории целого народа или всего человечества.

Сюжетами исторической картины традиционно считались также события библейской истории (Ветхий и Новый завет) и некоторые сюжеты античной мифологии.

В России историческая картина, как и другие живописные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт), появилась в XVIII столетии. Ее появление во многом связано с интересом к отечественной истории и стремлением прославить доблести и подвиги национальных героев. Множество картин, изображающих ратные подвиги русских богатырей, появилось в самом конце XVIII в., когда Россия приняла участие в войне против наполеоновской Франции.

Г.И. Угрюмов. Испытание силы Яна Усмаря. 1796 (1797?). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Г.И. Угрюмов. Испытание силы Яна Усмаря. 1796 (1797?). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Одна из них – «Испытание силы Яна Усмаря» – была написана историческим живописцем Григорием Ивановичем Угрюмовым предположительно в 1796 или 1797 году. Картина изображает событие, которое происходило в 992 году в Киеве. Войско печенегов приблизилось к городу с целью захватить его. Киевский князь Владимир и вождь печенежских воинов условились решить битву поединком между богатырями. От русских воинов вызвался новгородский кожевенник Ян Усмарь, который доказал свою силу и право на поединок тем, что остановил на бегу разъяренного каленым железом быка.

Рассказав сюжет, задайте детям вопросы, которые побуждали бы их задуматься о содержании и идее картины, к примеру:
- С какой целью автор картины выбрал сюжет, столь отдаленный от событий его современности?
- Чем объяснить столь пристальный интерес Г. И. Угрюмова к национальной истории? (Две другие картины, представленные в залах Русского музея, также отражают страницы истории русского государства – «Взятие Казани 2 октября 1552 года» и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года»).
- Чем привлекает художника сюжет героического содержания?

Беседа о содержании и авторской идее позволит акцентировать внимание на художественных особенностях картины, то есть на ее композиции и живописных качествах. Прежде всего, обратите внимание детей на тот факт, что работа над исторической картиной почти всегда связана с изображением многофигурной сцены, а также некоего действия, что обязывает художника к изображению фигур в движении, в различных ракурсах, поворотах. В связи с этим особое значение в работе над исторической картиной приобретает композиция. Напомните детям значение понятия «композиция» (в переводе с латинского – составление, сочинение или построение) и рассмотрите особенности композиции исторического полотна Г. И. Угрюмова:
- расположение фигуры главного героя в центре композиции;
- выделение фигуры Яна Усмаря освещением, цветовым пятном (красный цвет драпирующей ткани), самым сильным движением, а также пространственно (свободное пространство первого плана);
- противопоставление фигур Яна Усмаря и огромного свирепого быка;
- противопоставление движений фигуры Яна Усмаря, изображенного в полный рост, в энергичном повороте, и фигуры упавшего воина на первом плане.

Отметив особенности композиционного построения картины, остановите внимание детей на мастерстве художника в рисунке фигуры человека и на эмоциональной выразительности движений и ракурсов (фигура Яна Усмаря –  сила, энергия, мужество, уверенность; фигуры воинов – испуг, ужас).
Таким образом, художественные особенности исторической картины Угрюмова направлены на выражение главной мысли автора и, следовательно, идеи произведения; это идея патриотизма, созвучная настроению русского общества в конце XVIII – начале XIX веков, прославление мужества и богатырской силы русского воина, его готовности постоять за честь и свободу Родины.