Историческая картина. Методическое пособие по проведению экскурсий

Историческая картина. Методическое пособие по проведению экскурсий


Автор материалов – Наталья Дмитриевна Соколова

Общие замечания

Музейная экскурсия по теме «Историческая картина» предназначена для учащихся 4–5-х классов общеобразовательной школы и является одной из составляющих в экскурсионном цикле «Жанры изобразительного искусства». Изучение жанров живописи, их специфики и содержания необходимо для постижения художественно-образного языка искусства, и по этой причине раздел «Жанры изобразительного искусства» занимает важное место в структуре программы «Здравствуй, музей!», реализуемой Русским музеем.

Цель экскурсии – формирование представления об исторической картине как жанре изобразительного искусства, о ее содержании и своеобразии художественного языка.

Задачи экскурсии имеют как познавательный (расширение представления о содержании изобразительного искусства и его жанровой специфике), так и развивающий характер. Среди них наиболее значимыми для достижения педагогической цели экскурсии являются следующие:
- развитие способности к восприятию художественного образа в произведении изобразительного искусства;
- развитие интереса к истории, внимания и наблюдательности по отношению к событиям окружающей жизни;
- расширение представлений о событиях отечественной и зарубежной истории;
- развитие способности эмоционально переживать историческое событие и формирование личностного отношения к историческим фактам;
- формирование представления о содержании исторической картины в разные исторические эпохи;
- развитие способности к пониманию художественно-образного языка исторической картины как жанра живописи;
- формирование представления о процессе работы художника над исторической композицией.

Методика экскурсий, объединенных общей темой «Жанры изобразительного искусства», является однотипной, и ее основные принципы изложены в методическом пособии к экскурсии по теме «Портрет». Однако историческая картина имеет свою специфику, заключающуюся в том, что она изображает некое знаменательное событие (историческое, библейское, мифологическое). Автор вкладывает в историческую картину глубокий смысл, выражая свое отношение к изображенному событию. Таким образом, в ходе экскурсии, посвященной знакомству с исторической картиной, дети должны научиться понимать авторскую идею, а также осознавать и словесно формулировать свое отношение к содержанию произведения.

Одна из ведущих тем экскурсии – процесс работы художника над исторической картиной как живописной композицией, выражающей волнующую автора идею. Она определяет особенности методического подхода к анализу живописного произведения. В данном случае важно, чтобы дети не только внимательно изучали сюжет и собственно живописные качества исторического полотна, но и были способны представить себе историческую картину как продуманную и законченную композицию, каждый элемент которой направлен на выражение художественного замысла. В связи с этим необходимо, по мере возможности, показать процесс поиска композиционного решения картины на примере имеющихся на экспозиции эскизов и этюдного материала . Необходимо, чтобы дети поняли: историческая картина – результат долгой и сложной работы, требующей от художника способности к наблюдению, анализу и обобщению множества жизненных и художественных впечатлений. Важно также показать значение личности автора в интерпретации исторического события, его личностный взгляд на историю и на задачи исторической картины, то есть дать представление о творческой индивидуальности исторического живописца.

Зрительный ряд:
1. Г. И. Угрюмов. Испытание силы Яна Усмаря. 1796 (1797?)
2. К. П. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833
3. К. П. Брюллов. Последний день Помпеи. Эскиз. 1828
4. В. Д. Поленов. Христос и грешница (Кто без греха?). 1888
5. В. Д. Поленов. Христос и грешница. Эскиз. 1873
6. В. Д. Поленов. Голова молодого мужчины в синем покрывале. Этюд для картины «Христос и грешница (Кто без греха?)». Без даты
7. В. Д. Поленов. Кисть левой руки с вытянутым указательным пальцем. Этюд для картины «Христос и грешница (Кто без греха?)». Без даты
8. И. Е. Репин. Запорожцы. 1880–1891
9. А. П. Рябушкин. Московская улица XVII века в праздничный день. 1895
10. А. П. Рябушкин. Едут (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века). 1901
11. В. А. Серов. Петр Первый на псовой охоте. 1902
12. В. А. Серов. Выезд Екатерины II на соколиную охоту. 1902
13. В. А. Серов. Выезд императора Петра Второго и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту. 1900
14. Н. К. Рерих. Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится. 1914

[1]В случае отсутствия на экспозиции необходимого материала, возможно использование с дидактической целью репродукций.