Натюрморт. Методическое пособие по проведению экскурсии

Натюрморт. Методическое пособие по проведению экскурсии

И.И. Машков. Хлебы. Натюрморт. 1912. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

И.И. Машков. Хлебы. Натюрморт. 1912. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Восприятие натюрмортов Ильи Ивановича Машкова («Хлебы») и Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина («Скрипка») постройте по принципу сравнения художественных индивидуальностей. С этой целью предложите детям «увидеть» в каждом из натюрмортов портрет художника (черты его характера, темперамент, даже черты внешности). Проецирование (перенесение) характера художественного образа на образ самого художника помогает ярче почувствовать личность автора через его творение. Кроме того, применение данного приема имеет значение для воспитания такого ценного качества, как эмпатия (понять произведение искусства – значит сопережить художнику). Вероятно, в представлении детей И. И. Машков окажется веселым, добрым, энергичным, а К. С. Петров-Водкин – спокойным, склонным к задумчивости, к размышлениям, поэтичным и т.п.

К.С. Петров-Водкин. Скрипка. 1918. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

К.С. Петров-Водкин. Скрипка. 1918. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Предложите детям придумать собственные названия к этим натюрмортам, в которых бы отражался не столько мотив, сколько настроение, характер художественного образа. Полезен и другой прием – звуковое восприятие зрительного образа, попытка «услышать» натюрморт и описать характер воображаемой мелодии.

В натюрморте Ильи Ивановича Машкова «Хлебы» изображены, казалось бы, самые простые, привычные для нас предметы. Однако само изображение их кажется каким-то необычным, почти сказочным. Впечатление необычности создается и композицией натюрморта (предметов много, их размеры намеренно преувеличены художником, и кажется, что им «тесно» в границах картинной рамы), и цветом, который кажется слишком ярким, сочным. Становится ясно, что художник вкладывает какой-то особый смысл в изображение привычных, знакомых, самых обыкновенных вещей. Видение предмета приближается здесь к символическому. Мелодия натюрморта звучит бодро, мощно, весомо, утверждая ценность хлеба не как продукта, а как основы, сущности и смысла бытия.

В натюрмортах Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина всегда удивляет простота предметов. Их неожиданно мало, и это немногословие позволяет долго удерживать взгляд на каждом из них в отдельности. «Скрипка» – один из самых выразительных натюрмортов художника. По сути, здесь изображен всего лишь один предмет. Однако среда, в которой он существует: окно городской мансарды, уходящие вдаль крыши домов, тишина угасающего вечера и сдержанные, прозрачно чистые краски рождают в душе мелодию – тихую, светлую и чуть-чуть грустную.