Натюрморт. Методическое пособие по проведению экскурсии

Натюрморт. Методическое пособие по проведению экскурсии

Н.Н. Сапунов. Цветы и фарфор. 1912. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Н.Н. Сапунов. Цветы и фарфор. 1912. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Н. Н. Сапунов. Цветы и фарфор 

В натюрморте Николая Николаевича Сапунова «Цветы и фарфор» пространство холста прямо-таки переполнено предметами. Здесь и искусственные цветы в великолепной фарфоровой вазе, и сияющая перламутровая раковина, и маленькая статуэтка, изображающая некое восточное божество, и даже коробка затейливой формы, когда-то бывшая уличной шарманкой... Что побудило художника собрать вместе вещи, различные по своему назначению, по времени создания, наконец, по месту своего естественного бытования? Может быть, какая-то особая душевная привязанность к этим предметам объединяет их в единую композицию?.. Художник напоминает нам коллекционера, влюбленного в предмет сам по себе, являющийся для него средоточием многих смыслов: в нем и история, и экзотическая культура, и стиль, и жизнь бывших владельцев – былые страсти, радости, воспоминания... И если бы каждый из них мог говорить, сколько историй, смешных и грустных, коротких и нескончаемо длинных, могли бы они поведать...

«Цветы и фрукты» Н. Н. Сапунова – первый в ряду тех натюрмортов, где многозначность предмета определяет содержание художественного образа. По этой причине особую значимость приобретают вопросы экскурсовода, а именно – их направленность на активизацию фантазии, ассоциативного мышления и творческого воображения детей. Спросите у детей, о чем могут рассказать: фарфоровая ваза; уличная шарманка; перламутровая раковина; восточная статуэтка?

Рассматривая натюрморт, обратите внимание на красоту живописи: мягко мерцает розовая ткань скатерти, разноцветно переливается поверхность перламутровой раковины, ослепительно сверкают блики на фарфоре.

Таким стал натюрморт в начале XX века. Художники будто заново открывают предметный мир. Тихая жизнь вещей звучит в унисон с жизнью человеческой души, отражая сложный мир чувств, мыслей, идей .

В искусстве натюрморта (как и в искусстве вообще) проявляется индивидуальность автора – неповторимое, только ему свойственное отношение к окружающему миру. В натюрморте это отношение выражается через изображение мира вещей. И в этом смысле натюрморт, как и любое художественное творение, автопортретен.