Натюрморт. Методическое пособие по проведению экскурсии

Натюрморт. Методическое пособие по проведению экскурсии

К. А. Коровин. Сирень

Необыкновенно красивы натюрморты Константина Алексеевича Коровина, замечательного русского художника конца XIX – начала XX веков. Его многочисленные букеты роз, фиалок, сирени, порою даже не в вазе, а в простой стеклянной банке, покоряют непосредственностью чувства, ощущением живого света и воздуха, насыщенностью и чистотой цвета, энергией густого красочного мазка. Все это вместе рождает в нашей душе чувство красоты и полноты жизни, которую художник умел ценить даже в самых, казалось бы, простых ее проявлениях (букет сирени в стеклянной банке).

К. А. Коровин. Сирень. 1915. Русский музей, Санкт-Петербург

К. А. Коровин. Сирень. 1915. Русский музей, Санкт-Петербург

Восприятие натюрморта «Сирень» К. А. Коровина следует построить по принципу сравнения с натюрмортом И. Ф. Хруцкого. Предложите детям найти различия в композиции, цвете, живописной манере. Как правило, они достаточно успешно справляются с этим заданием, так как видимые различия в индивидуальной манере этих художников очевидны.
1) Композиция:
- у Хруцкого – несколько условная «построенность» (предметы словно выстроены в ряд);
- у Коровина – предметы расположены свободно, словно бы случайно, и вся постановка производит впечатление фрагмента реальности, ограниченного рамой картины.
2) Цвет:
- у Хруцкого – локальный, то есть собственный цвет предмета (виноград – зеленый, цветы – розовые и т.д.) меняется лишь тонально, в зависимости от освещенности (светлее или темнее);
- у Коровина – цвет предмета зависит не только от освещенности, но и от цветовой среды, то есть он рефлексирует – отражает цвет окружающих предметов, неба и др.
3) Красочная фактура:
- у Хруцкого – «гладкая» живопись, исполненная тонкой кистью, и красочный мазок почти неразличим;
- у Коровина – поверхность картины неровная, с ярко выраженными формой и направлением красочного мазка, положенного на холст широкой плоской кистью.

Характеризуя отличительные особенности натюрмортов Хруцкого и Коровина, следует затронуть вопрос о творческой индивидуальности художника, которая в натюрморте проявляется так же ярко, как и в картинах других жанров; она определяется характером, темпераментом художника, а также эстетическими принципами, свойственными искусству определенной эпохи (в данном случае – искусству 1-ой четверти и конца XIX в).

Пожалуй, наиболее ярко различие художественных индивидуальностей К. Коровина и И. Хруцкого проявилось в их отношении к цвету, в связи с чем более подробно остановитесь на цветовой палитре натюрморта «Сирень» К. А. Коровина и покажите цветовую сложность его живописи.

Рассмотрим цветовую гамму фрагмента натюрморта «Сирень» К. А. Коровина. Если сравнить по цвету стеклянную банку, графин и стакан, то можно заметить, что для всех трех главным будет зеленый. Однако и у банки, и у графина, и у стакана зеленый имеет разный оттенок – то холодный, то теплый.

В составе холодного цвета всегда присутствует синий, а в составе теплого – желтый или красный. Очень разнообразна шкала этих оттенков в цвете банки – от глубоких холодных теней до светлого золотистого блика.

Всмотревшись внимательно в тень под листьями сирени, мы заметим ее холодность. И в освещенных местах зеленый не одинаковый: где-то он теплее (желто-зеленый), где-то – холоднее (с оттенком синего).

Живописный натюрморт всегда был и остается в сознании большинства зрителей картиной, главное назначение которой состоит в украшении интерьера. Однако сами художники нередко вкладывают в картины этого жанра гораздо более глубокий смысл. Они понимают многозначность, которую предмет приобретает в нашей мысли о нем, и способны через предметный образ выразить многое – свои переживания, мысли, представления о мире.