Натюрморт. Методическое пособие по проведению экскурсии

Натюрморт. Методическое пособие по проведению экскурсии

Ф. П. Толстой. Дурман
 
Современником А. Н. Мордвинова был Ф. П. Толстой, талантливый скульптор, автор знаменитых барельефов, посвященных войне 1812 года, и живописец. Среди любителей живописи особенно популярны его небольшие натюрморты, исполненные на тонированной (серой) бумаге акварелью с применением белил.
Главное, что следует подчеркнуть, рассматривая акварель Федора Петровича Толстого «Дурман», – внимание художника к форме, стремление изобразить ее как можно более тонко, иногда даже с ботанической точностью (словно фрагмент из гербария). С этой целью рассмотрите внимательно изображение цветка, полюбуйтесь тонкостью его исполнения.

Ф.П. Толстой. Дурман. 1837. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Ф.П. Толстой. Дурман. 1837. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Обратите внимание и на композицию натюрморта. Как всегда у Толстого, она лаконична: выбран минимум объектов для изображения – в данном случае всего лишь один цветок. При этом отметьте: для художника важна не «ученая» точность гербария, а, прежде всего, изысканная красота формы, цвета, что и сообщает произведению подлинную поэтичность и художественность. Если есть возможность, покажите репродукции (или подлинники) других натюрмортов Ф. Толстого и предложит детям еще раз назвать их особенности:
- лаконизм композиции (выбор не более одного-двух объектов для изображения);
- условность нейтрального фона (как правило, это не тронутый краской цвет тонированной бумаги), позволяющая художнику акцентировать внимание зрителя на немногочисленных деталях композиции;
- тонкость исполнения (акварельная краска положена тонкой кистью, маленькими мазками);
- красота выбранных объектов (цветы, ягоды, фрукты, птицы с разноцветным оперением).

Изображенные в натюрмортах Толстого цветы, фрукты и птицы еще сохраняют некоторую иллюзорность «обманок» XVIII столетия. И тем не менее «обманками» их уже не назовешь. Зритель ценит в них не столько «похожесть», сколько тонкость и изящество исполнения, а также их особую, изысканную красоту.

Таким образом, русские художники открывают другую ценность натюрморта – его способность украшать, заставить любоваться зримой красотой вещей, окружающих человека. Такой взгляд на искусство натюрморта уже существовал в западной живописи, и именно он определял ценность этого жанра в представлении зрителей. В России, наряду с Ф. П. Толстым, одним из первых мастеров в этом плане был И. Ф. Хруцкий.