Натюрморт. Методическое пособие по проведению экскурсии

Натюрморт. Методическое пособие по проведению экскурсии

А. Н. Мордвинов. Подрамник, папка и гипсовый барельеф

Беседуя о натюрморте Александра Николаевича Мордвинова «Подрамник, папка и гипсовый барельеф», важно остановить внимание детей на магии иллюзорного изображения: оно завораживает, интригует, развлекает. При этом уместно вспомнить смысл самого слова «изображение»: «изо-образ» («образ-подобие»). В этом во все времена (а особенно в эпоху зарождения жанра) заключалась притягательная сила натюрморта.

А.Н. Мордвинов. Натюрморт: подрамник, папка и гипсовый барельеф. 1857. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

А.Н. Мордвинов. Натюрморт: подрамник, папка и гипсовый барельеф. 1857. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Рассмотрите внимательно натюрморт живописца А. Н. Мордвинова. Натюрморт ли это? Или – реальные вещи, помещенные в пространство, ограниченное рамой картины?.. Кажется, нам трудно ответить на этот вопрос. И если бы мы повстречались с подобным изображением не в музейном зале, а в мастерской художника, то на расстоянии вполне могли бы принять его за реальность. Русский натюрморт начинался в XVIII веке с таких вот «обманок». Художники-живописцы, открывая для себя новые возможности (ведь до этого времени вся живопись в России была только религиозной), разыгрывая зрителя таким забавным образом, утверждали ценность изображения реального. Произведение графа А. Н. Мордвинова – способного художника-дилетанта  – относится к более позднему времени (1836 г.) и отличается от наивных и простодушных «обманок» XVIII века изысканным немногословием и строгой построенностью. Посмотрите, как идеально выстроен натюрморт, как точно уравновешены (но не примитивно симметричны!) серый прямоугольник подрамника, красный прямоугольник папки с рисунками и серый круг гипсового барельефа! И как удивительно эта продуманность сочетается с естественной непринужденностью и впечатлением полной иллюзии настоящих, «живых» предметов!

Мордвинов принадлежит к числу первых русских художников, утверждавших полноправное существование натюрморта в ряду других живописных жанров. Однако трудно заинтересовать тем, что не изображает ни занимательного сюжета (как в исторической картине), ни живых человеческих характеров (как в портрете), ни эффектного природного мотива (как в пейзаже). И поэтому художники шутят, разыгрывают, интригуют: посмотрите, как все поразительно похоже на реальность, ну, совсем как настоящее! А зрители, иной раз даже невольно протягивая руку с желанием потрогать, принимая изображение за реальность, удивлялись, смеялись, развлекались.