Натюрморт. Методическое пособие по проведению экскурсии

Натюрморт. Методическое пособие по проведению экскурсии

Ковш-скобкарь

Бывает, что вся эта многозначность смыслов может быть заключена в одном отдельно взятом предмете. Яркий пример – крестьянский ковш-скобкарь в форме так любимой в народных сказках птицы-утицы.
Рассмотрите старинный ковш, обратив внимание на риал (дерево), на плавные линии силуэта, на выразительную обобщенность формы (форма ковша не натурально изображает птицу, а лишь вызывает ассоциации с ее образом; это как бы воспоминание о ней).

Ковш-скобкарь. XIX в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Ковш-скобкарь. XIX в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Здесь следует предложить детям подумать, какую ценность в наши дни представляет этот предмет; для чего он нужен, если лишен своей основной функции – приносить практическую пользу. Ответ на этот вопрос имеет принципиальное значение: он помогает раскрыть многозначность предмета в нашем восприятии.

Полученные детские ответы можно условно разделить две группы. Первая связана с исторической или этнографической ценностью предмета («этот предмет “рассказывает” нам о жизни прошлых поколений, о том, как жили и какими предметами быта пользовались крестьяне в прошлые времена» («о жизни русских крестьян»)), вторая – с его художественной ценностью («этот предмет очень красив, его можно использовать в постановке натюрморта» или: «многие из предметов народного быта так красивы, что их нужно сохранять ради красоты»).

Обобщив детские ответы, необходимо помочь им увидеть еще одно значение этого предмета, а именно – его способность отражать представление крестьянина о мире, то есть быть своего рода знаком духовной памяти целого народа.

Старинный ковш так выразителен по форме, что кажется живым существом, имеющим душу. И именно как о живом существе говорится о нем в народной загадке: утка в море – хвост на заборе. Что это?

В плавно-певучих очертаниях деревянного ковша нетрудно узнать образ плывущей птицы. Птица-утица, самый распространенный образ в народном искусстве, символизирует единство трех стихий – земли, воды и неба. В нем – отголоски языческих верований, когда в предмете видели не только практический смысл, но и магический, священный. Поэтому и отношение к такому предмету было особое. Сломать, испортить его считалось кощунством. А еще мастером руководило неодолимое стремление к красоте, стремление внести радость в окружающую жизнь, согреть душевным теплом все, к чему прикасалась рука. И потому созданный им предмет хранит теплоту его рук и его души.

Таким образом, создавая, а также воспринимая предмет, мы «оживляем», одухотворяем его, и множество значений, которые мы вкладываем в «мертвую натуру», определяют многообразие содержания натюрморта.