Натюрморт. Методическое пособие по проведению экскурсии

Натюрморт. Методическое пособие по проведению экскурсии

Вступление

В начале экскурсии разъясните значение понятия «жанр» в изобразительном искусстве. С этой целью проведите вступительную беседу.
Искусству живописи присуще необычайное разнообразие тем, сюжетов, мотивов.Сначала – о теме. Тема – понятие достаточно широкое. Она тесно связана с содержанием картины, однако, исключает идею, то есть отношение автора к тому, что изображено на картине. Тема картины подразумевает то, о чем (в широком смысле) рассказывает автор. Например, тему картины П. А. Федотова «Сватовство майора» можно определить, как «жизнь русского купечества середины XIX века» или «проблема брака в русской жизни середины XIX столетия».

Сюжет – понятие более узкое, чем тема. Сюжет означает тот рассказ или действия, которые непосредственно изображены на картине.
Что же такое мотив? Мотив – это предмет изображения. Мотив может быть бессюжетным, не иметь в себе никакого действия, никакого развернутого сюжета. Так вот, в зависимости от мотива изображения картины делятся на жанры.

Если мотивом изображения в картине является природа, то эту картину мы назовем картиной пейзажного жанра, или просто – пейзаж.
Если мотивом изображения является какая-либо конкретная личность (человек), то это – портрет. 
Ну, а натюрморт – это жанр искусства, посвященный предметному (неживому) миру. В переводе с французского «натюрморт» означает «мертвая» или «неживая» натура. Мотивы натюрморта – это окружающие нас предметы и все, бывшее когда-то живым: сорванные цветы, овощи, фрукты, битая дичь и т.п.
Среди жанров изобразительного искусства натюрморт всегда пользовался особой любовью зрителей. Спросите любого из нас, какой картиной хотели бы мы украсить жилую комнату или гостиную, и большинство ответят: картиной с изображением любимых цветов, красивых предметов, ярких экзотических фруктов. Такие картины являются прекрасным украшением среды обитания человека – жилых помещений, залов кафе, ресторанов, гостиных для отдыха.
Однако, как это ни удивительно, участие натюрморта в оформлении интерьера – важная, но далеко не единственная его роль. Он сложен и многогранен. Истолкование предметного образа в натюрморте может быть необычайно разнообразным – от воссоздания зрительного богатства натуры до значения предмета как символа или метафоры.
Побеседуйте о мире вещей, окружающих человека, и постарайтесь в совместной беседе найти ответ на вопрос: почему обыкновенные предметы становятся настолько привлекательными для художника, что их изображение составляет целую область художественного творчества?
Какое значение мы придаем вещам в нашей жизни?
Первое – это функциональная ценность вещей. Они нужны нам в нашей практической жизни. Для этого, собственно говоря, они и созданы человеком. Существует и другая, также значимая для нас мера вещей – материальная. Есть очень дорогие вещи, выполненные из ценных материалов, имеющие большую денежную стоимость. Материальная ценность предмета в жизни многих лю¬дей играет значительную роль. Третье – эстетическая ценность. Мы ценим красоту предмета как такового, а также красоту предмета изображенного. Нам приятно смотреть на красивую вещь, а также на ее изображение в картине.
Казалось бы, это и все. О какой еще ценности, помимо названной, может идти речь?
В следующей части вступительной беседы необходимо дать представление о множестве значений, утвердившихся в нашем сознании в результате осмысления и переживания предметного мира, то есть о многозначности восприятия нами предметного образа.
Представим ситуацию, когда мы расстаемся с предметом – выбрасываем разбитую чашку, теряем книгу или выносим из дома старую мебель. Какие чувства мы испытываем при этом?
Выслушав ответы детей, следует акцентировать их внимание на сложности нашего отношения к предмету:
- нам жаль разбитую чашку, потому что она была очень красива;
- нам жаль разбитую чашку, потому что, покупая ее, мы потратили много денег;
- нам жаль разбитую чашку, потому что она памятна нам: когда мы держали ее в руках, то вспоминали о близком человеке, который ее подарил, о памятном для нас событии.
Особое внимание уделите последнему ответу. Предложите детям привести примеры подобного отношения к предмету из их личного жизненного опыта и сделайте вывод о существовании духовной связи между предметом и человеком. Продолжите беседу в одном из залов народного искусства у витрины с предметами народного быта.

Значит, у вещи есть и другое содержание, – содержание, связанное с жизнью нашей души. Восприятие предмета мы наполняем жизнью наших чувств, мыслей, воспоминаний. Поэтому значимый для нас предмет предстает также хранителем нашей памяти.

Память – понятие многозначное. Когда мы имеем в виду память о событиях или личностях, связанных с историей народов, стран, цивилизаций, мы говорим об исторической памяти. Свидетельством исторической памяти являются подлинные предметы, хранящиеся в музеях. По отношению к ним мы даже употребляем выражение «исторический памятник». Иногда мы говорим – «этнографический памятник». И это – тоже предмет. Им может быть народный костюм, прялка или дымковская игрушка.

И наконец, можно отметить еще одно немаловажное значение предмета в нашей жизни. Что означают, к примеру, такие предметы, как флаг или герб, венчающие здания государственных учреждений? Это предметы-символы, предметы-знаки. Само изображение такого предмета может стать символическим воплощением некой идеи или понятия.