Натюрморт. Методическое пособие по проведению экскурсии

Натюрморт. Методическое пособие по проведению экскурсии

Неизвестный художник. Отражение в зеркале. 2-ая четверть XIX в. Русский музей, Санкт-Петербург

Неизвестный художник. Отражение в зеркале. 2-ая четверть XIX в. Русский музей, Санкт-Петербург

Неизвестный художник. Отражение в зеркале

Зрительный ряд экскурсии завершает натюрморт «Отражение в зеркале» (автор – неизвестный художник 1-ой четверти XIX века). Оригинальность замысла и композиции этого натюрморта помогут экскурсоводу удержать внимание детей и закончить экскурсию ярким, запоминающимся впечатлением. Кроме того, необычный мотив произведения сам по себе утверждает ценность предметного мира в жизни людей (ценность не материальную, но художественную, духовную).

Спросите детей: в чем необычность картины, и какой смысл вкладывает художник в эту оригинальную композицию? Их ответы подскажут Вам, в какой последовательности Вы будете рассматривать мотив и содержание натюрморта.

Картина «Отражение в зеркале» привлекает внимание непривычной для зрителя композицией. Казалось бы, ее персонажами должны быть виднеющиеся в глубине комнаты служанка и госпожа. Между тем они даже не существуют реально в изображаемом пространстве, являясь лишь отражением в зеркале! Зато незатейливые, ничем не примечательные предметы – кусок жемчужно-белой ткани, ножницы, наперсток, игольница и моток ниток занимают весь первый план. Тонко и с любовью написанные, они, безусловно, являются главными «героями» картины. Удостаивали ли вы когда-нибудь столь бескорыстным вниманием (не ради пользы, а ради любования!) подобные предметы в своем доме? И задавались ли когда-нибудь странным вопросом: что происходит с вещами в наше отсутствие? Может быть, в это время они оживают?..

Может, и в самом деле окружающие нас вещи, независимо от наших действий с ними, живут неведомой нам жизнью, существуя в параллельном, никак не соприкасающемся с нашим мире... И только чуткой, умной и тонкой душе художника доступна их «тихая жизнь»...