Натюрморт. Методическое пособие по проведению экскурсии

Натюрморт. Методическое пособие по проведению экскурсии

К. А. Коровин. Портрет Ф. И. Шаляпина 
Б. М. Кустодиев. Купчиха 
В. Д. Поленов. Больная. Фрагмент
 

Богатые возможности натюрморта в выражении чувств, впечатлений, даже идей настолько очевидны и притягательны для художников, что они охотно используют их и в картинах других жанров. Можно вспомнить множество знаменитых полотен, где мы обнаружим целые фрагменты-натюрморты. Это и «Портрет Ф. И. Шаляпина» кисти К. А. Коровина, и «Купчиха» Б. М. Кустодиева, и этюд В. Д. Поленова «Больная». Ясно, что натюрморт в этих картинах имеет отнюдь не только декоративное значение. Являясь полноправным «персонажем» картины, он помогает художнику раскрыть ее содержание.

Рассматривая вместе с детьми картины Константина Алексеевича Коровина, Бориса Михайловича Кустодиева и Василия Дмитриевича Поленова, постарайтесь соотнести изображенные там натюрморты не только с сюжетом картины, но и, что очень важно, с ее смысловым содержанием. Покажите, как натюрморт эмоционально связан с художественным образом или с идеей произведения.

К. А. Коровин. Портрет Ф. И. Шаляпина. 1911. Русский музей, Санкт-Петербург

К. А. Коровин. Портрет Ф. И. Шаляпина. 1911. Русский музей, Санкт-Петербург

Б.М. Кустодиев. Купчиха за чаем. 1915. Русский музей, Санкт-Петербург

Б.М. Кустодиев. Купчиха за чаем. 1915. Русский музей, Санкт-Петербург

В.Д. Поленов. Больная. Фрагмент. 1879. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В.Д. Поленов. Больная. Фрагмент. 1879. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург