Пейзаж. Методическое пособие по проведению экскурсий

Пейзаж. Методическое пособие по проведению экскурсий

А.И. Куинджи. Осень. Этюд. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

А.И. Куинджи. Осень. Этюд. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

А. И. Куинджи. Осень. Этюд

Знакомство с картинами А. И. Куинджи должно еще раз подтвердить уже сказанное о содержании пейзажа (изображая природу, художник выражает свое представление о ее красоте, передает ее характер, состояние), а также показать роль творческой индивидуальности в пейзаже как жанре живописи.Архип Иванович Куинджи, грек по национальности, родился на Украине (г. Мариуполь). Зрительные впечатления детства, яркая южная природа, национальный темперамент художника определили своеобразие его живописи.

Уже его небольшой живописный этюд «Осень» позволяет сразу же заметить это своеобразие, а именно – интерес к эффектному цветовому контрасту, к яркости и светоносности цветового пятна.

На примере данного этюда дайте представление о том, что такое контрастные цвета (контраст – противоположность), и какое значение они имеют в картине (дополняют и усиливают друг друга). В качестве наглядного материала можно использовать рисунок цветового круга и показать, где расположены контрастные цвета (напротив друг друга: красный – зеленый, фиолетовый – желтый, синий – оранжевый).

Рассматривая этюд «Осень», покажите детям эффект взаимоусиления контрастных цветов, расположенных рядом (зеленое с красно-оранжевым, оранжевое с синим), обратите внимание на роль цветового контраста в передаче состояния природы и эмоционального впечатления (настроения). Можно привести слова И. Н. Крамского: «У нас в России до Куинджи никто не различал в такой мере, как он, какие цвета дополняют и усиливают друг друга».

Сравнивая картины Куинджи с пейзажами Шишкина, обратите внимание детей на стремление Куинджи к обобщению, заметив отсутствие подробностей не только в этюдах, но и в картине. Все это свидетельствует о своеобразии восприятия художником природы и о его индивидуальности в понимании задач живописного пейзажа.