Пейзаж. Методическое пособие по проведению экскурсий

Пейзаж. Методическое пособие по проведению экскурсий

И.И. Шишкин. Корабельная роща. 1898. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

И.И. Шишкин. Корабельная роща. 1898. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

И. И. Шишкин. Корабельная роща

Пейзажный этюд – это еще не картина. «В картине должно быть “внутреннее”», – любил говорить современник И. И. Шишкина пейзажист Архип Иванович Куинджи, то есть мысль, художественное содержание. Поэтому большая картина, даже если это пейзаж или портрет, никогда не бывает целиком написана с натуры. Она есть результат длительного творческого процесса. Пейзаж И. И. Шишкина «Корабельная роща» является именно таким произведением. Это не этюд, передающий первое впечатление, а картина, выражающая мысль художника о мире, его представление о Родине. Попытаемся, всматриваясь в картину, почувствовать, «угадать» эту главную мысль.

Рассматривая картину («Корабельная роща»), дайте детям задание: придумать определения (эпитеты), которые наиболее точно характеризуют первое впечатление от картины и изображенного мотива (большая, могучая, величественная, спокойная, солнечная, радостная, раздольная, приятная и т.д.). Затем предложите подумать о том, какими приемами воспользовался художник, чтобы добиться того или иного впечатления. Таким образом дети невольно заметят некоторые особенности цвета, композиции, освещения и др., что активизирует их восприятие и повысит эффективность дальнейшей беседы.Важным эпизодом экскурсии является знакомство с композицией картины. Раскройте детям понятие «композиция» и подтвердите зрительно ее роль в выражении творческого замысла на примере картины «Корабельная роща».

Пожалуй, первое, на что обращаешь внимание, глядя на картину, – это поражающий воображение размах, ширь, стремительность «полета» ввысь стройных могучих деревьев. Но вот наш взгляд, поднимающийся снизу вверх вдоль стволов корабельных сосен, неожиданно останавливается, не достигнув вершин. Путь «прерывает» верхняя рама картины! В чем же причина? Шишкину не хватило холста? Опытный мастер, знаменитый пейзажист не сумел правильно расположить изображение на холсте? Не может быть!.. Конечно же это специальный прием, подчеркивающий высоту сосен, необъятность пространства. Он же создает ощущение близости к нам, зрителям, и речки, и деревьев, и песчаного берега. Кажется, перед нами – живая природа, ограниченная рамой картины, и достаточно нескольких шагов, чтобы очутиться на берегу тихой лесной речки, вдохнуть полной грудью запах могучих сосен, услышать пение птиц и тихое журчание воды. При внимательном взгляде вы наверняка заметите многие, самые разнообразные приемы, необходимые художнику для создания образа и в совокупности называемые композицией. В переводе с латинского слово «композиция» означает «составление», «сочинение» или «построение».

Действительно, сочиняя картину, художник как будто «строит» ее, подбирая цветовые соотношения, выразительные детали и располагая их особым образом в формате холста. В картине обобщаются впечатления-этюды и оформляется творческий замысел автора. Этот сложный процесс требует от художника большого напряжения ума, воли и чувства.