Пейзаж. Методическое пособие по проведению экскурсий

Пейзаж. Методическое пособие по проведению экскурсий

И.И. Шишкин. Сныть-трава. Парголово. 1884 (1885?). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

И.И. Шишкин. Сныть-трава. Парголово. 1884 (1885?). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

И. И. Шишкин. Сныть-трава. Парголово

Конечно же, Шишкин работал и с натуры, то есть непосредственно на природе. Он написал множество маленьких картин, которые воспроизводят первые – живые и яркие – впечатления от увиденного. Называются они этюдами. Слово «этюд» в переводе с французского означает «старание», «изучение». И действительно, задача этюда – это старательное изучение художником природы путем точной передачи видимого мотива, освещения, цвета, состояния. Вот эти-то этюды в большом количестве и писал Шишкин, прежде чем приступить к созданию большой картины. Он писал их, будучи в лесу, непосредственно на природе.

Одна из ведущих задач экскурсий по теме «Жанры изобразительного искусства» – развитие способности к восприятию художественного образа – подразумевает знакомство с понятиями «этюд» и «картина». Наиболее целесообразно сделать это на примере произведений пейзажного жанра. Беседуя о задачах живописного этюда, внимательно рассмотрите вместе с детьми один из этюдов, к примеру – «Сныть-трава. Парголово»; обратите внимание на оттенки цвета, особенности освещения, на точность рисунка формы цветов, имея в виду главную цель этюда – верность натуре.

После того, как дети поняли значение этюда в творчестве художника-пейзажиста, продолжите беседу о пейзаже «Корабельная роща», с тем чтобы осмыслить его задачи и содержание как большой картины, а не натурного этюда.