Пейзаж. Методическое пособие по проведению экскурсий

Пейзаж. Методическое пособие по проведению экскурсий

И.И. Шишкин. Дубы. 1887. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

И.И. Шишкин. Дубы. 1887. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

И. И. Шишкин

Пейзажи И. И. Шишкина «Корабельная роща» и «Дубы» сравните с маринами И. К. Айвазовского. Отметьте общие черты: стремление создать яркий, запоминающийся, эффектный пейзажный образ, а также то новое, особенное, что отличает Шишкина от его предшественников и от современных ему мастеров академического пейзажа. Это: 

- обращение художника к изображению национальной природы; 
- конкретизация характера местности, растительности, состояния природы; 
- стремление к реалистичности в композиции, в передаче характера освещения, цвета, а также любовь к деталям, подробностям; 
- создание особого образа национального пейзажа, для которого характерны черты спокойного величия, монументальности.

Знакомство с пейзажами Шишкина дает возможность раскрыть понятия «этюд» и «картина», а также более подробно рассмотреть процесс работы художника над композицией картины (на примере пейзажа «Корабельная роща»).

И.И. Шишкин. Корабельная роща. 1898. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

И.И. Шишкин. Корабельная роща. 1898. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Известный пейзажист XIX века Иван Иванович Шишкин написал множество картин, изображающих излюбленные художником мотивы: лесные поляны, сосновые рощи, тропинки среди трав и деревьев. Природа в его картинах величава, спокойна и полна могучей жизненной силы. Шишкин – один из первых художников-пейзажистов, обративших внимание на красоту русской природы, в отличие от условного академического пейзажа, он всегда стремился к конкретности, точности в изображении мотива. Об этом свидетельствуют даже названия картин: «Корабельная роща близ Елабуги на Каме», «Мордвиновские дубы», «Сныть-трава. Парголово». На первый взгляд, многие из персонажей Шишкина кажутся похожими друг на друга. Однако, присмотревшись, вы заметите множество различий. Есть среди них тщательно проработанные в деталях, четкие в рисунке, такие как «Корабельная роща». А есть и более обобщенные, свободные по живописи, к примеру – «Мордвиновские дубы». Некоторые написаны сразу, в один-два приема, другие долгие месяцы стояли в мастерской на мольберте, прежде чем последний раз коснулась их кисть художника. К последним, как это ни удивительно, относится и картина «Корабельная роща». Она настолько жива, убедительна, реальна, что нам, зрителям, кажется безусловным: картина написана прямо в лесу, на залитой солнечным светом поляне, на берегу маленькой лесной речки. Однако обратите внимание на размеры картины – два с половиной метра в длину и более полутора метров в высоту! Трудно представить себе. Чтобы художник каждый раз возил такой холст в лес!