Пейзаж. Методическое пособие по проведению экскурсий

Пейзаж. Методическое пособие по проведению экскурсий

И.К. Айвазовский. Девятый вал. 1850. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

И.К. Айвазовский. Девятый вал. 1850. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

И. К. Айвазовский. Девятый вал

Среди любителей пейзажной живописи (да и не только пейзажной) особой популярностью пользуются картины Ивана Константиновича Айвазовского. Айвазовский – прославленный мастер маринистического (морского) пейзажа. Обладая феноменальной зрительной памятью, он почти не писал с натуры. Часами наблюдал живописец закаты и восходы солнца на море, волнение морской глади – то бурное и грозное, то тихое и ласковое, запоминал движение света, цветовые оттенки, а затем в мастерской писал свои великолепные картины. Чем привлекают нас пейзажи Айвазовского?..

Беседуя с детьми у произведений И. К. Айвазовского, сделайте акцент на состоянии природы. Сравните с этой целью картины «Девятый вал» и «Волна», предложив детям рассказать о своих впечатлениях, о тех эмоциях, которые они переживают, рассматривая картины. Особое внимание обратите на роль цвета, освещения, композиции в передаче состояния морской стихии.

Никто из художников не мог так писать море, как писал его Айвазовский, – в шторм ли, в тихую солнечную погоду, при свете луны или на закате солнца... Но что больше всего волнует и покоряет в его картинах, – это мастерство в передаче необыкновенно разнообразных, обычных и самых невероятных состояний морской природы. В картине «Девятый вал» он изобразил великолепный восход солнца именно в тот самый драматичный момент, когда волна уже готова поглотить крошечную группу людей, терпящих кораблекрушение. Сила слабого человека противостоит силе буйной стихии… И побеждает. Торжествующе звучат краски солнечного восхода, отражаясь в изумрудной волне яркими ослепительными бликами!

И напротив, в картине «Волна» грозное бушующее море неукротимо. Нет никакой надежды на спасение! Неотвратимость гибели людей и состояние морской стихии художник передает всеми доступными ему живописными средствами – цветом, освещением, композицией. В колорите картины преобладают холодные, неяркие, сдержанные тона. Луч света едва пробивается сквозь тяжелые плотные тучи. Необычайно выразительна композиция пейзажа: контраст между тонущим судном и дикой громадой волны настолько впечатляющ, а изображенный мотив так близок к первому плану, что зрителя, стоящего перед картиной, охватывает невольный трепет.