Пейзаж. Методическое пособие по проведению экскурсий

Пейзаж. Методическое пособие по проведению экскурсий

Ф.М. Матвеев. Водопад Иматра в Финляндии. 1819. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Ф.М. Матвеев. Водопад Иматра в Финляндии. 1819. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Ф. М. Матвеев. Водопад Иматра в Финляндии

Русский художник Федор Михайлович Матвеев был современником Анжело Тозелли. Между тем, как не похожи его пейзажи на архитектурные ведуты итальянского мастера! Строгой размеренности последнего здесь противостоит романтическая возвышенность величественной природы. Бурные водопады Финляндии или уходящие к горизонту силуэты горных вершин, окруженные пышной южной растительностью, – вот излюбленные мотивы пейзажей Федора Матвеева. На основе реального мотива художник создает возвышенный образ, соответствующий эстетическому идеалу своей эпохи.

Восприятие пейзажа Ф. Матвеева лучше всего построить на основе сравнения его с ведутой А. Тозелли. Прежде всего, необходимо еще раз отметить нацеленность ведуты на топографию места и остановить внимание детей на условности матвеевского пейзажа (в противовес ведуте), которую создает сознательная «сочиненность» картины. С этой целью покажите или предложите детям самостоятельно найти в картине композиционные и живописные приемы, с помощью которых художник выражает свое представление об идеальной величественной природе. Это:

- четкое разграничение изображения на планы;
- условность цвета;
- условность в изображении деревьев и растительности.

В отличие от Анжело Тозелли, который более всего стремился к документальной точности в изображении реального, конкретного места, пейзаж Федора Матвеева условен.

Когда смотришь картину, то кажется даже, что перед нашим взором не настоящая природа, а некая декорация, которая, как в театре, создает фон для действия персонажей сцены. Справа и слева – своего рода кулисы, их создают прибрежные камни и купы деревьев. Первый план отведен для «героев спектакля», – здесь это отдыхающие поселяне. На втором плане – бушующий водопад; он призван внушить зрителю мысль о грозной силе природы. И, наконец, третий план – безмятежные дали. Они придают картине ту меру спокойного величия, которая соответствует эстетике классицистического пейзажа .

Разграничение на планы подчеркнуто не только композицией, но и цветом: на первом плане преобладают теплые, коричневато-охристые тона, на втором – зеленые, на третьем – холодные голубые, розоватые, бледно-зеленые.

Поясните детям, что условность свойственна не только творчеству Федора Матвеева, но и подавляющему большинству пейзажей современных ему художников. Это общие черты живописного пейзажа эпохи (XVIII – начала XIX вв.). Скажите, что представление о пейзаже как своего рода модели идеального мира формировало и систему обучения художников-пейзажистов в тогдашней Академии художеств. Такой пейзаж мы называем академическим пейзажем. 

Как видите, задача живописного пейзажа не ограничивается точностью изображения природного мотива. Она гораздо шире, богаче и разнообразней. Так, пейзажист начала XIX столетия Федор Матвеев сделал попытку через изображение природы выразить тот идеал красоты, который был близок ему и его современникам.