Пейзаж. Методическое пособие по проведению экскурсий

Пейзаж. Методическое пособие по проведению экскурсий

А. Тозелли. Панорама Петербурга 1820 года. 2-ой лист (Адмиралтейство). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

А. Тозелли. Панорама Петербурга 1820 года. 2-ой лист (Адмиралтейство). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

А. Тозелли. Панорама Петербурга 1820 года. 2-ой лист (Адмиралтейство) 

Итальянский художник Анжело Тозелли в 1820 году создал панораму Санкт-Петербурга, которая сделала его имя известным.

Он увидел Петербург, прекрасный во все времена года и в любую погоду, – город, не похожий не только на западноевропейские столицы, но и на другие русские города. На графических листах Тозелли, выполненных в технике гуаши и акварели, запечатлен Петербург 1-ой четверти XIX века, когда окончательно сформировались архитектурные ансамбли, определившие «строгий, стройный вид» Северной столицы. Таким видели город на Неве А. С. Пушкин и его современники.

Рассматривая второй лист панорамы, посвященный главной судостроительной верфи России на Балтийском море – Адмиралтейству, отметьте документальную точность в изображении архитектуры, что определялось главной задачей ведуты; обратите внимание на детали, которые помогают показать деловую жизнь корабельной верфи. Это и штабели строительного леса, и фигурки людей – пилящих, рубящих, несущих бревна. В правой части двора виден остов крупного корабля, который в скором времени будет спущен на воду. Строительная площадка распространилась очень широко и заняла часть площади между Адмиралтейством и Зимним дворцом. Здесь важно увлечь детей процессом рассматривания, пробудить интерес к историческим и бытовым подробностям городской жизни. Если дети уже знакомы с архитектурными памятниками Санкт-Петербурга, предложите им назвать здания и храмы, виднеющиеся на дальнем плане городской панорамы: прямо за аркой Главного штаба – башня Думы, законченная в 1804 году, правее – купола Владимирской церкви, еще правее – купол Казанского собора, в самой правой части листа – Успенская церковь на Сенной площади. В завершение беседы еще раз вспомните главное назначение ведуты – с документальной точностью воссоздать архитектурный облик города.