Пейзаж. Методическое пособие по проведению экскурсий

Пейзаж. Методическое пособие по проведению экскурсий

П. Халонен. Снежный пейзаж. 1896. Музей изобразительного искусства Атенеум, Хельсинки

П. Халонен. Снежный пейзаж. 1896. Музей изобразительного искусства Атенеум, Хельсинки

Вступление

В начале экскурсии разъясните детям значение понятия «пейзажная живопись». С этой целью проведите вступительную беседу.
Буквальный перевод слова «пейзаж» с французского – вид, местность. Пейзажем мы называем реальный вид природы, а также изображение внешней среды, окружающей человека, – городской, деревенской, природной. Пейзажный жанр всегда, во все времена был любим художниками. Многие из них все свое творчество посвящали изображению природы, достаточно вспомнить картины Исаака Ильича Левитана, Ивана Ивановича Шишкина, Архипа Ивановича Куинджи.

Природа сама по себе, вне событий, персонажей, действий, привлекала и продолжает привлекать художников-живописцев. Подтверждением тому – много раз виденный каждым из нас привычный мотив: художник, пишущий пейзаж с натуры – в городском парке, в лесу, на берегу озера.

Спросите детей, с какой целью создаются изображения природы.

Вполне понятен наш интерес к так называемым сюжетным картинам. Они увлекательны изображенным на них действием. А пейзаж?.. Чем он может быть интересен? Ведь есть сама природа, и она прекрасна! Зачем повторять то, что всегда совершеннее любого изображения?

Отвечая на заданный вопрос, дети отметят наиболее привлекательные для каждого из них свойства живописного изображения природы: картина, изображающая природу, интересна тем, что она:

- дает возможность вспомнить знакомый и красивый пейзажный мотив;
- вызывает в нас чувства, создает настроение радости, бодрости, грусти, мечтательности и др.;
- вызывает восхищение мастерством художника-пейзажиста.

Ответы детей дадут повод для разговора о содержании пейзажа как жанра изобразительного искусства.

Изначальный интерес человека к живописному (или графическому) пейзажу, скорее всего, был связан с желанием оставить на память или воспроизвести для какой-то другой цели точный вид определенной местности. К примеру, в XVIII – начале XIX столетия широкое распространение получил особый тип картины – так называемая ведута – топографически точный архитектурный пейзаж определенного места.