Пейзаж. Методическое пособие по проведению экскурсий

Пейзаж. Методическое пособие по проведению экскурсий

Д.Д. Бурлюк. Пейзаж с повозкой и мельницей (Пейзаж с четырех точек зрения). 1930-е – 1940-е. Русский музей, Санкт-Петербург

Д.Д. Бурлюк. Пейзаж с повозкой и мельницей (Пейзаж с четырех точек зрения). 1930-е – 1940-е. Русский музей, Санкт-Петербург

Д. Д. Бурлюк. Пейзаж с повозкой и мельницей (Пейзаж с четырех точек зрения)Восприятие произведения Давида Давидовича требует от учащихся способности к абстрактному мышлению. «Пейзаж с повозкой и мельницей» разрушает наши привычные представления о пейзаже как о картине, изображающей реальный природный мотив. Предложите детям внимательно изучить мотив картины и объяснить ее второе авторское название – «Пейзаж с четырех точек зрения».

«Пейзаж с повозкой и мельницей» Давида Бурлюка – художника начала XX века – пожалуй, еще более условен, чем «Небесный бой» Николая Рериха. И за этой условностью опять же стоит интерес не столько к изображенному мотиву, сколько к воплощению некой занимающей художника идеи. Но какой?..

У этой картины есть и другое название: «Пейзаж с четырех точек зрения». В чем же смысл этого странного названия?.. Не можем же мы видеть предмет одновременно и спереди, и сзади, и справа, и слева! И, соответственно, не можем его таким способом изобразить!

Да, мы не можем видеть мир одновременно с разных сторон, но это в том случае, если мы сами стоим неподвижно. Так, как стоит художник, рисующий объект с натуры. А что, если мы едем в повозке или каким-то чудесным образом оказались на крыльях ветряной мельницы?! Тогда мы видим мир постоянно меняющимся, и одно мгновение не похоже на другое! Картины сменяют друг друга, словно стеклышки в калейдоскопе! Привычные представления о верхе и низе, правой и левой стороне уже не имеют значения... Фантазируя, мы можем вообразить и изобразить все что угодно! И картина становится не столько отражением внешнего мира, сколько «миром в себе», независимым от внешней реальности. А если независимым, значит, свободным от законов создания образа-подобия! Этот мир творит сам художник, творит по своим собственным законам, которые сам же и придумывает! Не правда ли, это похоже на детскую игру?.. Вспомните, как вы играли в детстве, а, может быть, играете и до сих пор! То и дело вы спрашиваете: а что если попробовать так? Или так?.. Или наоборот?.. Вы свободны в полете своей фантазии. Вы творите не только мотив, но и форму его воплощения. Не только «что» изобразить, но и «как» – полностью в вашей власти! Увлекательность этого процесса стала так привлекательна для художников, что дала жизнь целому направлению в искусстве XX века, так называемому авангарду. Одним из его лидеров и был Давид Бурлюк.