Пейзаж. Методическое пособие по проведению экскурсий

Пейзаж. Методическое пособие по проведению экскурсий

Н.К. Рерих. Небесный бой. 1912. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Н.К. Рерих. Небесный бой. 1912. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Н. К. Рерих. Небесный бой
Особую сложность для понимания представляют картины, которым свойственна условность живописного языка. По этой причине в ходе беседы о пейзаже Н. К. Рериха «Небесный бой» затроньте тему языка изобразительного искусства, обратив особое внимание на условность цвета, рисунка, освещения, композиции в картине Рериха. В связи с этим укажите на возможность применения понятия «метафора» по отношению к произведению изобразительного искусства. Слово «метафора» в переводе с греческого – «перенос». Метафора в широком смысле – всякое иносказание, образное выражение понятия. Метафора означает употребление слова или выражения (в данном случае – изображения) в переносном смысле для большей образности, то есть перенесение на данный предмет (или явление) характерных признаков другого предмета (или явления).

Так как перенос значения основан на ассоциации, особую роль в данном случае приобретает активизация ассоциативного мышления детей. С этой целью предложите им «угадать» в очертаниях облаков какие-либо «живые образы» или сравнить «происходящее» на небе с явлениями и событиями в жизни людей, это поможет им понять смысл живописной метафоры и художественное содержание пейзажа «Небесный бой» (образ неба – это место действия противоборства светлых и темных сил в мире).

Возможность через пейзажный мотив выразить нечто большее, чем просто изобразить природу, всегда, во все времена привлекала художников. Необычайно ярко это качество проявляется в пейзажных картинах художника Николая Константиновича Рериха, созданных в конце XIX – начале XX вв. Рассматривая его пейзаж «Небесный бой», попробуйте определить свое первое впечатление. Не правда ли, пейзаж Рериха кажется каким-то необычным, даже сказочным? Хотя ничего необычного – того, «чего не бывает», здесь не изображено: дома, озеро, небо, бегущие по небу облака... Однако отчего-то картина кажется почти фантастической. И называется она тоже необычно – «Небесный бой». Кто же тут сражается? Конечно же, облака! Они наползают, вклиниваются друг в друга, и кажется, что между ними что-то происходит... И чем больше смотришь, тем больше кажется, что там, в небе, какая-то своя, неведомая нам жизнь... Там, в таинственной высоте, так же, как и на земле, нет покоя, но есть постоянное движение, борьба... Борьба между светом и тенью, между добром и злом. А если окинуть взглядом землю, то мы почувствуем тишину. Но тишину не безмятежную, а предгрозовую, напряженную, какая бывает перед началом бури... Вот какой удивительный, необычный пейзаж написал Николай Рерих: мы видим природу, а думаем о смысле жизни, о вечном противоборстве двух начал... Философский пейзаж...

Спросите детей, какие художественные средства, по их мнению, использовал Николай Рерих для того, чтобы мы поняли метафорический смысл картины «Небесный бой» (энергия контура, контрасты цвета и освещения, особенность композиции: благодаря низкому горизонту большую часть холста занимает изображение неба). В связи с этим раскройте детям понятие «условности живописного языка».

Языком мы называем совокупность или систему знаков, при помощи которой мы сообщаем друг другу какую-либо информацию. Язык картины – это система тех знаков, с помощью которых художник создает изображение и сообщает зрительно смысл картины, то есть это цвет, тон, линия, цветовой и линейный ритм.

При этом язык картины может быть либо условным, либо непосредственно воспроизводящим природную форму, то есть реалистическим. Картина И. И. Шишкина «Корабельная роща» является примером реалистической живописи. Глядя на картину, мы легко представляем себя в ее пространстве как в пространстве реального леса. А что же мы имеем в виду, когда говорим об условности живописного произведения? Вспомним выражения «условие игры», «условие договора». Мы употребляем их в том случае, когда то или иное событие происходит не произвольно, а согласно правилам или приемам, о которых заранее договорились, условились. И чем больше приемов, тем выше степень условности. В этом смысле всякая картина условна. Даже «Корабельная роща» И. И. Шишкина, при всей ее реалистичности, предполагает определенные правила, приемы. Условно любое изображение, так как оно не может быть буквальным воспроизведением реальности. В картине, рисунке, фотографии, на киноэкране реальность изображается с помощью определенных средств и приемов. Однако мы не называем изображение условным, если эти приемы не искажают зрительного образа-подобия. Если же они становятся настолько явными, заметными, что обращают на себя внимание едва ли не большее, чем собственно сюжет изображения, если они делают это изображение не вполне соответствующим видимому образу, мы говорим об условности живописного языка.

Что заставляет художника прибегнуть к этой условности в живописи? Конечно же, это необычайно сильное желание передать идею произведения, выразить чувство, воплотить себя в красках, то есть то, что заставляет художника взяться за кисть и изображать. Изображение несет на себе нескрываемую печать этого желания и становится все менее буквально-изобразительным и все более условным. И философский смысл пейзажа Н. Рериха «Небесный бой» выражен все той же условностью живописного языка. С самого начала картина показалась нам необычной: необычно ярок цвет, необычно подчеркнуты линии контуров, необычно сильны контрасты... И поэтому с самого начала естественно предположить, что художник стремился к большему, нежели простое изображение природы.