Пейзаж. Методическое пособие по проведению экскурсий

Пейзаж. Методическое пособие по проведению экскурсий


Автор материалов – Наталья Дмитриевна Соколова

Общие замечания

Музейная экскурсия по теме «Пейзаж» предназначена для учащихся 4–5-х классов общеобразовательной школы и является одной из составляющих в экскурсионном цикле «Жанры изобразительного искусства». Изучение жанров живописи, их специфики и содержания необходимо для постижения художественно-образного языка искусства, и по этой причине раздел «Жанры изобразительного искусства» является важной частью музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!», реализуемой Русским музеем.

Цель экскурсии – формирование представления о пейзаже как жанре изобразительного искусства, о его содержании и своеобразии художественно-образного языка.

Задачи экскурсии имеют как познавательный (расширение представления о содержании изобразительного искусства и его жанровой специфике), так и развивающий характер. Среди них наиболее значимыми для достижения педагогической цели экскурсии являются следующие:

- развитие способности к восприятию художественного образа в произведении изобразительного искусства;
- развитие внимания, наблюдательности по отношению к окружающей природе;
- расширение представления о многообразии и красочности мира природы;
- развитие способности эмоционально переживать пейзажный образ;
- развитие способности к пониманию художественно-образного языка пейзажа как жанра живописи;
- формирование представления о содержании пейзажной живописи в разные исторические эпохи.

Методика экскурсий, объединенных общей темой «Жанры изобразительного искусства», является однотипной, и ее основные принципы изложены в методическом пособии к экскурсии по теме «Портрет». Однако восприятие пейзажа как жанра живописи обладает своей спецификой. Пейзаж не имеет развернутого сюжета и по этой причине не может привлечь внимание зрителя занимательностью изображенного действия. В этом случае восприятие и понимание художественного изображения требует достаточно высокого уровня визуальной культуры – произвольного внимания, а также способности к творческому воображению, в частности, способности к неординарному видению и ассоциативному мышлению (пейзажи Ф. М. Матвеева, Н. К. Рериха, Д. Д. Бурлюка), способности к наблюдению, эмоциональному восприятию и переживанию природного мотива (пейзажи И. К. Айвазовского, И. И. Шишкина, А. И. Куинджи, И. И. Левитана). С этой целью, рассматривая пейзажи, следует постоянно обращать внимание детей на эмоциональное воздействие и смысловое содержание цвета, освещения, композиции. При этом в ходе экскурсии полезно предлагать детям называть замеченные ими оттенки цвета, а также рассказывать о различного рода ассоциациях, воспоминаниях, чувствах, вызываемых тем или иным образом природы.

Важно увлечь детей процессом созерцания образа, раскрыть красоту и выразительность бессюжетного мотива. Один из эффективных приемов в этом направлении – эмоциональное погружение в картину, чему могут способствовать следующие задания:

1) Вообразите, что вы видите не картину, а реальный пейзаж, в который вы можете «войти»; представьте себя в окружении этой природы. Какие чувства вы при этом испытываете?
2) Придумайте свое название для этой картины и попробуйте выразить в нем свое восприятие изображенной природы.
3) Представьте, что вы музыканты и можете с помощью звуков «изобразить» пейзаж. Какую музыку вы «слышите», когда смотрите на эту картину, – тихую, громкую, спокойную, тревожную, напряженную, веселую, печальную, мрачную, светлую?

Беседуя с детьми о картинах пейзажного жанра, следует обратить их внимание на то, что в их рассказах о природе встречаются эпитеты, характеризующие в то же время и эмоциональные состояния человека (хмурый, грозный, спокойный, безмятежный), что говорит о нашей способности переживать природу, наделяя ее свойствами человеческой души.

В ходе экскурсии необходимо подвести детей к пониманию того, что содержание пейзажа не ограничивается передачей особенностей выбранного художником пейзажного мотива. Пейзаж раскрывает своеобразие восприятия природы художником, индивидуальные черты его личности, его понимание окружающего мира. 

Зрительный ряд

1. Тозелли А. Панорама Петербурга 1820 года. 2-ой лист (Адмиралтейство) 
2. Матвеев Ф.М. Водопад Иматра в Финляндии. 1819
3. Айвазовский И.К. Девятый вал. 1850
4. Шишкин И.И. Корабельная роща. 1898
5. Шишкин И.И. Дубы. 1887
6. Шишкин И.И. Сныть-трава. Парголово. 1884 (1885?)
7. Куинджи А.И. Осень. Этюд. Без даты
8. Куинджи А.И. Вечер на Украине. 1878
9. Левитан И.И. Сумерки. Луна.1899
10. Левитан И.И. Хмурый день. 1895
11. Левитан И.И. Озеро. 1899–1900
12. Рерих Н.К. Небесный бой. 1912
13. Бурлюк Д.Д. Пейзаж с повозкой и мельницей (Пейзаж с четырех точек зрения). 1930-е – 1940-е