Портрет. Методическое пособие по проведению экскурсии

Портрет. Методическое пособие по проведению экскурсии

И.И. Машков. Дама с фазанами (Портрет Ф.Я. Гессе). 1911. Русский музей, Санкт-Петербург

И.И. Машков. Дама с фазанами (Портрет Ф.Я. Гессе). 1911. Русский музей, Санкт-Петербург

 И. И. Машков. Дама с фазанами (Портрет Ф. Я. Гессе)

Яркая сочность цвета, выразительность контура, плотность красочной фактуры, напоминающие стиль городской вывески, доставляют художнику такую радость и удовольствие, что этот процесс самовыражения представляется ему куда более важным и значимым, нежели характеристика личности изображенной на картине женщины.

Здесь личность автора начинает преобладать над личностью модели, и «Дама с фазанами», как и «Дама в лиловом», из портрета превращается в своеобразный автопортрет. Такой портрет содержит рассказ не только об изображенном человеке, но и об авторе портрета – художнике, о его видении мира и о его понимании искусства живописи.

Однако все знают, что автопортрет существует как специальная и довольно обширная область портретного жанра. Можно с уверенностью сказать, что нет такого художника, который не написал бы ни одного автопортрета.

Восприятию автопортрета может помочь предварительное задание – предложите детям «написать» воображаемый автопортрет, ответив на следующие вопросы:

- Какие предметы вы включили бы в композицию своего автопортрета?

- Какое освещение и какой цвет кажутся вам наиболее выразительными в вашем автопортрете?- В каком костюме вы хотели бы себя изобразить?

- В какой живописной или графической технике вы хотели бы создать свой автопортрет?
Можно предложить детям написать или нарисовать автопортрет.

Наверное, каждый из нас не однажды замечал такую особенность многих автопортретов: подчеркнуто пристальный, внимательный взгляд, направленный прямо на зрителя. Это художник внимательно всматривается в зеркальное отражение, изучая свой внешний облик и постигая мир собственной души. Каким он видит себя?