Портрет. Методическое пособие по проведению экскурсии

Портрет. Методическое пособие по проведению экскурсии

И.Е. Репин. Портрет В.В. Стасова. 1883. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

И.Е. Репин. Портрет В.В. Стасова. 1883. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

И. Е. Репин. Портрет  В. В. Стасова 

Необходимым условием работы художника над портретом является его искреннее глубокое увлечение моделью. Да, именно увлечение художника, его интерес к человеку, к данному конкретному человеку, делает портрет внутренне похожим, выразительным.

Приведем в качестве примера историю одного портрета. Это – портрет знаменитого художественного критика, современника и близкого друга Ильи Ефимовича Репина – Владимира Васильевича Стасова.

Горячая широкая натура, большой ум, общительный характер – все это восхищало Репина. Близки были ему и демократические убеждения Стасова. Репин несколько раз писал его портрет, но этот был самым удачным.

В 1883 году Репин и Стасов едут за границу – в Париж, а затем в Дрезден. Там, в номере дрезденской гостиницы Репиным был исполнен великолепный портрет Стасова. Вот как вспоминает об этом сам художник: «В Дрездене, на второй день или на третий по нашем приезде, по случаю Троицына или Духова дней музеи были закрыты; мы были свободны, а мне давно хотелось написать Владимира Васильевича. Он великодушно согласился позировать. И эти два дня он с невероятным терпением, любезно и весело сидел по пять часов в день, а может быть, и более…»

С этим портретом связан забавный случай. На третий день, утром, в номер к Репину, по обыкновению, зашел гостиничный слуга. Неоконченная работа стояла в кресле, в том самом, где позировал Стасов. Слуга поздоровался с Репиным, а затем, неожиданно, – с портретом! И Репин решил оставить его «как есть», с этого момента считая портрет завершенным.

Однако портрет не казался бы таким «живым», если бы не выражал также и внутреннего сходства.

Трудность живописного портрета заключается в том, чтобы в одном мгновении – в позе, в жесте, в выражении лица – передать то, что присуще человеку постоянно, что является существом его натуры. Именно такое остановленное мгновение – мгновение, в котором заключено все содержание данного человека, мы и видим в репинском портрете Стасова.

Сравните композицию портрета В. В. Стасова кисти И. Е. Репина с композицией предыдущего портрета (Д. Г. Левицкий «Портрет Екатерины II – законодательницы в храме богини Правосудия»). Принцип сравнения поможет почувствовать элемент случайности как сознательный художественный прием в композиции репинского портрета. Обратите внимание на эффект «остановленного мгновения»: и в мимике лица (полуоткрытый рот), и в движении головы (слегка сбившиеся волосы), и в свободной небрежности костюма.

Мы чувствуем, что Стасов не сидел неподвижно во время позирования: он разговаривал, весело шутил, сердито спорил, страстно убеждал – словом, был весь тут, во всей незаурядности и яркости своей богатой натуры. И Репин, глубокий психолог и великолепный мастер, сумел в таких непростых и в то же время счастливых обстоятельствах создать один из лучших своих портретов.

Замечательна живопись портрета: свободный широкий мазок энергично лепит форму, блики яркого света передают впечатление весеннего солнца, осветившего комнату.