Портрет. Методическое пособие по проведению экскурсии

Портрет. Методическое пособие по проведению экскурсии

Д.Г. Левицкий Екатерина II – законодательница в храме богини Правосудия. 1783. Русский музей, Санкт-Петербург

Д.Г. Левицкий Екатерина II – законодательница в храме богини Правосудия. 1783. Русский музей, Санкт-Петербург

Д. Г. Левицкий. Портрет Екатерины II – законодательницы в храме богини Правосудия

Императрицу Екатерину II живописец Дмитрий Григорьевич Левицкий изобразил возле алтаря в античном храме богини Правосудия – Фемиды. На ее голове – не императорская корона, а лавровый венок. А горящие на алтаре маки означают неусыпную заботу о благе подданных. Портрет становится здесь своеобразным манифестом эпохи. Он выражает идеальные представления самой Екатерины II и ее современников о монархе и о государстве.

Рассматривая с детьми картину «Екатерина II – законодательница», сравните ее с портретами Ф. С. Рокотова и обратите внимание на различия в понимании задач и назначения портрета: у Рокотова – показать характер, внутренний мир человека («души изменчивой приметы»), а у Левицкого – через образ конкретного человека выразить абстрактную идею. Отметьте особую роль композиции: формат и большие размеры холста, изображение фигуры в рост, а также множество особых предметов (атрибутов) и деталей, необходимых художнику для пояснения идеи картины. Таким образом, «Екатерина II – законодательница» не является портретом в его привычном понимании, так как создает образ не конкретный, а идеальный.

Обязательным качеством портретного образа является его индивидуальная неповторимость, а отсюда – и безусловное сходство. Представим, что вы позируете художнику. Какое желание возникает у вас тотчас же после окончания сеанса? Конечно же, вам не терпится поскорее взглянуть на мольберт… Похоже?.. А если не похоже?.. Тогда что же это за портрет!.. Вы разочарованы…

Что такое портретное сходство? Вопрос не простой. Бывает, в точности художник скопирует внешность человека, каждую деталь старательно прорисует, а все не хватает чего-то… В чем же дело?.. А в том, что в настоящем портрете важно не только внешнее сходство, но и внутреннее, то есть верность характера.

В данном случае полезно применить методический прием, способствующий формированию психологической установки на восприятие художественного портрета. Предложите детям сочинить воображаемый живописный портрет человека с определенными чертами характера, обсудите с ними композицию, цвет, попытайтесь сделать небольшие композиционные наброски в блокноте, после чего приступите к рассматриванию живописного портрета на экспозиции музея.