Портрет. Методическое пособие по проведению экскурсии

Портрет. Методическое пособие по проведению экскурсии

Вступление

Портрет – жанр искусства, посвященный изображению человека с неповторимыми, только ему свойственными чертами внешности и характера.

Кому из нас не хотелось иметь собственное изображение, выполненное кистью художника-портретиста! Несмотря на фантастические возможности изобретенной в XIX веке фотографии, интерес к живописному портрету нисколько не ослабевает – напротив, портрет, написанный красками с натуры, и в наши дни ценится неизмеримо выше фотографического.

В чем притягательная сила живописного портрета? Почему успехи кино и фототехники не только не вытеснили, а наоборот, открыли для современного человека его неповторимые, ничем не заменимые качества?.. Именно о живописном портрете написаны известные строки поэта Николая Заболоцкого:

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано 
Души изменчивой приметы 
Переносить на полотно.

Ф.С. Рокотов. Портрет великого князя Павла Петровича в детстве. 1761. Русский музей, Санкт-Петербург

Ф.С. Рокотов. Портрет великого князя Павла Петровича в детстве. 1761. Русский музей, Санкт-Петербург

В начале следует обратиться к портретам с ярко обозначенными контрастными характеристиками, что наиболее доступно детскому восприятию. В нашей экскурсии это детские портреты Ф. С. Рокотова: «Портрет великого князя Павла Петровича в детстве» и «Портрет княжны Е. Б. Юсуповой».

Попробуйте найти «приметы» характера в каждом из этих портретов. Какие они разные… Спокойна и приветлива девочка Юсупова; капризен, взбалмошен и мечтателен Павел I. А между тем художник выбирает для каждого из портретов почти одинаковые формат и размеры холста, размеры фигуры и ее расположение на темном нейтральном фоне.

Какими же средствами воспользовался живописец, чтобы передать различие характеров?

Беседуя о живописных средствах, необходимо обратить внимание на мимику лица – движение бровей, губ, глаз, а также на поворот головы, на постановку фигуры, что в совокупности как раз и создает индивидуальную характеристику образа. Немаловажную роль играет цвет: теплые цветовые тона в портрете Павла I усиливают эмоциональность образа, и наоборот, холодные голубые в портрете княжны Е. Юсуповой создают впечатление внутренней уравновешенности.


Ф.С. Рокотов. Портрет княжны Е.Б. Юсуповой. Кон. 1750-х – нач. 1760-х гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Ф.С. Рокотов. Портрет княжны Е.Б. Юсуповой. Кон. 1750-х – нач. 1760-х гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Существуют различные типы портретов. В творчестве Федора Степановича Рокотова преобладает тип камерного или интимного портрета. Такой портрет отличается небольшими размерами и не претендует на бытование в парадных дворцовых апартаментах. Он более уместен в среде кабинета или уютной гостиной.

Наряду с камерным, существует так называемый парадный портрет, написанный, как правило, по заказу. Его появление в России связано с XVIII столетием. Чаще всего он изображал персону знатную или державную и представлял человека таким, каким он сам желал бы себя видеть.

В парадном портрете множество деталей разъясняют деяния и прославляют достоинства знатного заказчика.