Портрет. Методическое пособие по проведению экскурсии

Портрет. Методическое пособие по проведению экскурсии

А.Е. Яковлев и В.И. Шухаев. Пьеро и Арлекин. 1914. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

А.Е. Яковлев и В.И. Шухаев. Пьеро и Арлекин. 1914. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

А. Е. Яковлев и В. И. Шухаев. Пьеро и Арлекин 

Порой художник видит себя неожиданно и непривычно для зрителя. Пример тому – совместный автопортрет двух художников начала XX века, Александра Евгеньевича Яковлева и Василия Ивановича Шухаева в костюмах Пьеро и Арлекина. Почему они решили представить себя в таком необычном облике? Быть может, они не хотели до конца открыться зрителю, и маскарадный костюм оказался здесь как нельзя кстати? А может, они хотели сказать, что в их ремесле, как и в ремесле актера, заключен момент лицедейства? Впрочем, перевоплощение художника в образ созданного им персонажа – традиция историческая; вспомните хотя бы автопортрет Карла Брюллова в его картине «Последний день Помпеи».

В начале XX в., когда жили Александр Яковлев и Василий Шухаев, мир таинственного маскарада, мир Пьеро, Арлекина и Коломбины был особенно любим художниками. Искусство той поры наполнено театральными мотивами – фигурками в маскарадных костюмах, карнавальными сценками, театральными атрибутами. Мир маскарада казался тем спасительным раем, где всегда можно скрыться от пугающего мира реальности. Это еще раз свидетельствует о глубокой связи искусства портрета и исторического времени, то есть эпохи, в которой живет художник.