Портрет. Методическое пособие по проведению экскурсии

Портрет. Методическое пособие по проведению экскурсии

Автор материалов – Наталья Дмитриевна Соколова

Общие замечания


Музейная экскурсия по теме «Портрет», предназначенная для учащихся 4–5-х классов общеобразовательной школы, – одна из составляющих экскурсионного цикла «Жанры изобразительного искусства». Изучение жанров живописи, их специфики и содержания необходимо для постижения художественно-образного языка искусства, и по этой причине данный цикл является важной частью музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!», реализуемой Русским музеем.

Цель экскурсии – дать представление о живописном портрете, о его содержании и художественных средствах.

Задачи экскурсии имеют как познавательный (расширение представления о жанровой специфике изобразительного искусства), так и развивающий характер. Среди них наиболее значимыми для достижения педагогической цели экскурсии являются следующие:
- развивать наблюдательность по отношению к внутреннему миру человека, его мыслям и переживаниям;
- показать яркость и разнообразие человеческих эмоций на примере их отражения в искусстве;
- сформировать интерес к внутреннему миру человека, показать ценность личностной индивидуальности;
- дать представление о содержании художественного портрета и о процессе работы художника над живописным портретом;
- показать роль живописных средств (цвет, композиция, красочная фактура и т.д.) в работе художника над портретным образом.

Зал Боровиковского (Кармазиновая гостиная). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Зал Боровиковского (Кармазиновая гостиная). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Ведущим методическим приемом экскурсии является диалог экскурсовода с детьми. Его содержание должно быть направлено, прежде всего, на внимательное, вдумчивое восприятие – рассматривание, наблюдение и осмысление увиденного на картине. Важную роль при этом играет совместное обсуждение впечатлений, свобода высказываний и внимание экскурсовода к мнению детей. Диалог призван, в первую очередь, создать атмосферу, благоприятствующую творческому восприятию и поддержанию познавательного интереса. Это предполагает сочетание известной непринужденности и дисциплины, когда учащиеся, с одной стороны, чувствуют себя достаточно свободно и раскованно, а с другой – сохраняется обстановка сосредоточенности и заинтересованности в совместной работе.

Вопросы экскурсовода должны быть доступны детскому пониманию, отличаться ясностью, конкретностью и учитывать специфику детского восприятия. Они могут относиться:

  1. к содержанию портрета:
    - Кто изображен на портрете?
    - Назовите черты характера, свойственные изображенному на портрете человеку.
    - В какую эпоху жил человек, изображенный на портрете?
  2. к выразительным средствам:
    - Как цвет помогает художнику передать характер или настроение портретного образа?
    - Какую роль в этом портрете играет композиция (расположение фигуры в пространстве, связь фигуры и фона, поза, предметная среда и т.д.)?
  3. к личным впечатлениям детей:
    - Нравится ли вам человек, изображенный на портрете?
    - Как бы вы отнеслись к нему, если бы встретили в реальной жизни?
Полезно задавать вопросы, имеющие отношение к изобразительной деятельности детей, что значительно повышает интерес к экскурсии, дает им возможность высказаться, опираясь на собственный опыт в области художественного творчества, а также создает психологическую установку на более активное, творческое восприятие (например: если бы вы были художниками-портретистами, то какую композицию, какую цветовую гамму или живописную технику вы выбрали бы для этого портрета?). Необходимо, чтобы вопросы и задания экскурсовода требовали не только активизации памяти, но и работы воображения, а также сравнений, сопоставлений, анализа собственных впечатлений, что способствует проявлению творческой инициативы у детей. Одним из эффективных методических приемов экскурсии с детьми могут быть творческие задания: рисунок по памяти наиболее запомнившегося портрета, автопортрет или портрет друга в любой живописной или графической технике. Это позволяет выявить особенности восприятия детьми формы и содержания произведения, развивает зрительную память, цветовое и композиционное видение, а также способность выделять главное, наиболее существенное в содержании художественного образа. Между тем следует помнить, что подобные задания не должны сводиться к механическому копированию произведения (в случае рисунка по памяти); более того, они допускают известную степень свободной интерпретации, что дает представление об особенностях личностного видения портретного образа.

Одним из необходимых условий эффективности любой экскурсии является правильно выстроенный зрительный ряд. Прежде всего, он не должен быть перегружен в количественном отношении (не более 10 произведений). Обязательное качество портретов, составляющих зрительный ряд экскурсии, – яркость эмоциональной характеристики портретного образа. Последнее обусловлено спецификой детского восприятия, что проявляется в стремлении наделять окружающую действительность яркими и контрастными эмоционально-нравственными характеристиками: плохой – хороший, добрый – злой, веселый – грустный и т.п. Вместе с тем, имея в виду эту особенность, необходимо способствовать формированию у детей более сложного видения мира и человека, понимания более тонких оттенков настроений, чувств, умения наблюдать человека не только в его действиях и поступках, но и в его эмоциональном состоянии, динамике чувств, что, как было отмечено, является одной из важных задач данной экскурсии.

Для данного методического пособия выбрана, как один из возможных вариантов этого жанра, форма письменного изложения устной беседы экскурсовода с детьми, сопровождаемого краткими методическими указаниями.

Зрительный ряд:
1. Ф. С. Рокотов. Портрет великого князя Павла Петровича в детстве. 1761
2. Ф. С. Рокотов. Портрет княжны Е. Б. Юсуповой. Кон. 1750-х – нач. 1760-х гг.
3. Д. Г. Левицкий. Портрет Екатерины II – законодательницы в храме богини Правосудия. 1783
4. И. Е. Репин. Портрет В. В. Стасова. 1883
5. В. А. Серов. Портрет О. К. Орловой. 1911
6. М. А. Врубель. Дама в лиловом (Портрет Н. И. Забелы-Врубель). 1904
7. И. И. Машков. Дама с фазанами (Портрет Ф. Я. Гессе). 1911
8. М. В. Нестеров. Автопортрет. 1915
9. К. С. Петров-Водкин. Автопортрет. 1918
10. А. Е. Яковлев и В. И. Шухаев. Пьеро и Арлекин. 1914