«Мир искусства»

«Мир искусства»

Глава 5. С. П. Дягилев в Париже. Начало «Русских сезонов». «Старинный театр» в Петербурге

В мае 1906 года Сергей Павлович Дягилев был уже в Париже. Вдохновленный успехом «Историко-художественной выставки портретов», он занялся с присущей ему энергией новым делом. Стремясь осуществить свою давнюю мечту – познакомить европейскую публику с русским искусством и, как мы видели, имея некоторый опыт в этом деле летом 1898 года, Сергей Павлович занялся работой по устройству грандиозной выставки «Два века русской живописи и скульптуры» в парижском Осеннем Салоне. В десяти залах Салона разместилось семьсот пятьдесят произведений русских художников XVIII и XIX веков, а также древнерусские иконы. Передвижники представлены не были. Выставка открылась 6 октября 1906 года. Залы оформляли Бакст, Бенуа и сам Дягилев, как всегда, с большим вкусом. В каждом отделе были представлены предметы прикладного искусства и скульптура соответствующей эпохи. Были подобраны также и специальные тонированные драпировки, на которых размещались картины.Французская пресса восторженно отозвалась о выставке. Многие русские художники впервые предстали перед парижанами. Эта выставка стала очередным триумфом Дягилева, и торжества завершились его избранием в почетные члены «Осеннего Салона». Членами Салона стали художники – участники выставки, в их числе – Бакст, Бенуа, Остроумова-Лебедева, Рерих. Кроме Парижа, выставка была показана в Берлине и Венеции, и везде имела ошеломляющий успех.Сергей Павлович решил не ограничиваться демонстрацией в Париже русского изобразительного искусства, но шире ознакомить европейскую публику с русской культурой. В следующем году он провел в Гранд-Опера цикл «Русских исторических концертов», состоявшихся в мае. Оркестром управляли Николай Андреевич Римский-Корсаков, Сергей Васильевич Рахманинов и другие знаменитые композиторы и дирижеры, а через год, в мае 1908 года, Дягилев организовал представление оперы Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов» с Федором Ивановичем Шаляпиным в главной роли. Работа Дягилева по организации и проведению выставок и концертов была поистине титанической, потребовала много усилий и принесла существенные плоды. Итогом всех начинаний Сергея Павловича был триумфальный успех, который не только пробудил интерес к русской культуре художественный и музыкальный мир Франции, а затем других стран, но и вдохновил самого Сергея Павловича на новые проекты.В это время в Петербурге, в кругах, близких к «Миру искусства», возникла мысль о создании специфического театра, который возродил бы представления античности и Средневековья. Инициатором создания такого театра был режиссер и драматург Николай Николаевич Евреинов. Воплотить его мысль помог историк театра барон Николай Васильевич Дризен.  Так появился «Старинный театр» – типичное явление для начала XX века, особенно для деятелей «Мира искусства». С прекращением работы журнала и выставок «Мира искусства» художники-мирискусники нашли новое поле деятельности: они обратились к театру, который помог бы им раскрыть свои ретроспективные устремления и познакомить публику с историей театральных представлений. Создателям «Старинного театра» хотелось показать современникам, как появился европейский театр, как ставились пьесы в период его зарождения, каков был средневековый зритель. «Представлялось чрезвычайно интересным, – вспоминал историк театра Э. А. Старк, – в ряде спектаклей показать не только историю драматической литературы, но и главным образом, эволюцию театра как зрелища во всём его полном объёме, выявить в каждой данной эпохе самую душу театра со всеми её особенностями, сложившимися под влиянием старой жизни».  Мысль о возрождении античного театра вскоре была оставлена из-за сложности её воплощения.Идея создания «Старинного театра» захватила многих деятелей культуры. В доме барона Дризена собирались поэты – Александр Блок, Сергей Городецкий, Михаил Кузмин, Федор Сологуб; композиторы – Александр Глазунов, Илья Сац; художники – Александр Бенуа, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Иван Билибин, Николай Рерих и другие. Всех объединил энтузиазм, общий интерес к такому интересному начинанию. Прежде всего надо было решить вопрос репертуара. Европейский театр возник в Средние века. Первые театральные представления – литургии  – разыгрывались на ступенях храмов, пастурели (пасторальные пьесы) и миракли (религиозные пьесы) – в замках феодалов. В репертуар включили миракль XIII века «Действо о Теофиле» трувера  Рютбефа и пастурель также XIII века Адама де ла Аля «Игра о Робэне и Марион».Тексты пьес сохранились на старофранцузском языке. По просьбе организаторов французский учёный, архивист и палеограф Пьер Шампьон в Париже сделал специально для Старинного театра переводы на современный французский язык. А с него уже перевели на русский. Переводами занимались Вячеслав Иванов, Михаил Кузмин, Александр Блок и Сергей Городецкий. Историк М. Н. Бурнашев выверял иконографию костюмов. Евреинов и барон Дризен ездили в Кёльн и Париж, откуда привезли много ценных материалов по истории средневекового театра. Дризен посетил с этой целью швейцарские монастыри, Мюнхен, Нюрнберг и Ротенбург. Евреинов нашел в Публичной библиотеке нотные записи средневековой музыки. Композитор И. Сац восстановил гармонизацию, а всю работу по воспроизведению музыки выполнили А. К. Глазунов и профессор петербургской консерватории Л. А. Саккетти. Режиссером спектаклей был А. А. Санин. Спектакли сезона, состоявшегося зимой 1907–1908 года, шли по адресу – набережная Мойки, 61. Бенуа создал занавес с фантастическими фигурами, которые вводили зрителя в неведомое царство. В первом сезоне Старинный театр дал два представления: были поставлены пьесы, которые шли когда-то в замках феодалов, где выступали странствующие актеры. Спектакль «Игра о Робэне и Марион» на текст Адама де ля Аля Добужинский оформил в ярких красках и манере, стилизующей средневековую живопись.

М.В. Добужинский. Эскиз декорации к пьесе Адама де ла Аля «Игра о Робэне и Марион» для постановки в «Старинном театре» в Петербурге. 1907. ГЦТМ им. А.А. Бахрушина

М.В. Добужинский. Эскиз декорации к пьесе Адама де ла Аля «Игра о Робэне и Марион» для постановки в «Старинном театре» в Петербурге. 1907. ГЦТМ им. А.А. Бахрушина

В пьесе рассказывается о пастушке Марион, отвергнувшей домогательства назойливого рыцаря и оставшейся верной своему другу – крестьянину Робэну. Перед зрителем предстал зал, украшенный роскошными коврами и огромными светильниками с горящими свечами. Занавеси украшены ромбиками из золотой фольги, придающими особенно нарядный вид обстановке. На сцене стоит маленький дом, изображающий крестьянское жилище. В центре – крестьянин Робэн, указывающий своим братьям и друзьям на всадника с надменным лицом. Это – рыцарь, преследующий Марион. Он сидит на бутафорской лошади, покрытой узорной попоной. Здесь же – бутафорские деревца. На переднем плане сидит сама героиня – пастушка Марион, у ног которой пасутся игрушечные барашки. И фигуры, и обстановку художник стилизует с большим вкусом под средневековую миниатюру, что, при всей условности изображения, создаёт атмосферу средневековья.В этом же сезоне была поставлена драма Николая Евреинова на тему Средних веков – «Три волхва». Спектакль шел в декорации Рериха. Основу драматургии Евреинова была положена не история о трех волхвах, а поведение средневекового зрителя во время спектакля, когда внезапно разнёсся слух о чуме. Сцена представляла собою улицу и площадь средневекового города. На первом плане слева возвышался массивный храм, на ступенях которого, по мысли постановщиков, и разыгрывалось действие. Справа Рерих представил уходящую вдаль улицу с нагромождёнными, тесно расположенными домами. На троне, на ступенях храма восседал царь Ирод, перед ним – волхвы. Внезапно действие было прервано, по мысли автора пьесы, Николая Евреинова. Средневековые зрители, внезапно испуганные вестью о надвигающейся чуме, бросились на паперть, чтобы разрушить трон Ирода. В соответствии с мрачным сюжетом пьесы Рерих создал выразительный образ города, с затаённой в нём жизнью, монументальные формы зданий которого сочетаются с мрачным великолепием красок. В колорите преобладали холодные тона, передающие атмосферу пасмурного утра. На фоне неба чётким силуэтом выделялись массивные башни и остроконечные крыши домов. В отличие от средневековой «Игры о Робэне и Марион» в изящной декорации Добужинского, этот спектакль, сюжет которого придуман «на тему Средних веков», не имел успеха. Критика отметила лишь декорацию по эскизу Рериха. Второй сезон Старинного театра прошел зимой 1911–1912 года в Соляном городке, на набережной реки Фонтанки, 10. Организаторы решили показать на этот раз старый испанский театр XVI–XVII веков. Состав художников изменился. Выбыли Бенуа и Добужинский. Рерих создал эскиз декорации к пьесе Лопе де Вега «Фуэнте овехуна» («Овечий источник»). После трёх представлений спектакли Старинного театра не возобновлялись. Бенуа работал в «Русских сезонах» Дягилева, Добужинский был занят в Московском Художественном театре и, кроме того, принял приглашение вести преподавательскую работу в школе Е. Н. Званцевой. Молодая художница, Елизавета Николаевна Званцева обучалась сначала в Академии художеств у И. Е. Репина и П. П. Чистякова, затем в частных академиях в Париже. По возвращении в Петербург она открыла в 1906 году частную студию и пригласила Бакста и Добужинского.  Вскоре это учебное заведение получило название «Школа Бакста и Добужинского». Ученикам была предоставлена большая творческая свобода. Бакст утверждал, что каждый ученик должен выработать свой «характерный стиль».  Одна из учениц вспоминала: «Бакст учил так, как иногда учили плавать, бросая в воду и предоставляя выкарабкиваться самому. Он умышленно не давал никаких готовых образцов для подражания. Натурщиков ставили по соглашению и всегда на ярких фонах. Красивых натурщиков не любили, так как они давали мало простора для выявления характерных черт. Натуру выбирали за характерность, за значительность силуэта».  В школе Званцевой учился в течение некоторого времени Марк Шагал, который вспоминал о своём учителе Баксте: «Итак, занятие в студии. Обнажённая натура, мощные розовые ноги на голубом фоне. Среди учеников графиня Толстая, танцовщик Нижинский /…/. Сеанс окончен, теперь Бакст будет править этюды. Он приходил в студию раз в неделю, по пятницам. В этот день никто не работал. Мольберты выстраивались в ряд. Вот и долгожданный учитель. Обходит все работы, не зная точно, где чья. Только выправив этюд, спрашивает: «Чьё это?» Говорит он мало: одно-два слова, но гипноз имени, наше благоговение и его европейский апломб довершают эффект».   Впоследствии Добужинский писал: «Бакст как отличный рисовальщик давал ученикам чрезвычайно много ценного, требуя прежде всего ясной и твёрдой линии (эта «линия» была его излюбленным «коньком», что вызывало часто горячие споры с друзьями)» . В 1909 году Бакст уехал в Париж, где его ждал Дягилев для работы в «Русских сезонах». Добужинский преподавал до 1911 года.Дягилев в это время организовывал в Париже выставки в Осеннем Салоне и концерты русской музыки, о чем говорилось выше. Именно со времени этой выставки и концертов русской музыки можно говорить о начале всемирно известных «Русских сезонов» Сергей Павлович задумал грандиозное предприятие – организовать в Европе спектакли русского балета.

Вопросы к 5-й главе: С.П.Дягилев в Париже. Начало «Русских сезонов». «Старинный театр» в Петербурге

1.Какую выставку устроил С.П.Дягилев в Париже в октябре 1906 года?
2.Какие были отклики прессы на эту выставку?
3.Кто из художников «Мира искусства» принял участие в выставке?
4.Где С.П.Дягилев показал эту выставку, кроме Парижа?
5.Кто участвовал в «Русских исторических концертах», организованных С.П.Дягилевым в 1907 году?
6.Какой великий певец участвовал в постановке оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов»?
7.Назовите имена композиторов, участвовавших в «Русских исторических концертах» в Париже.
8.Какую цель преследовали организаторы «Старинного театра» в Петербурге?
9.Назовите имена деятелей русской культуры, принимавших участие в работе «Старинного театра».
10.Где преподавали Л.С.Бакст и М.В.Добужинский?