«Мир искусства»

«Мир искусства»

Автор материала – Людмила Васильевна Короткина 

Вступление. Первые выставки С. П. Дягилева 

Предлагаемое пособие посвящено группе живописцев – основателей и главных деятелей художественного объединения «Мир искусства», организаторов выставок и издателей журнала под этим же названием. При этом – необходимо отметить, что ведущую роль во всей многосторонней работе мирискусников – устройстве выставок, создании и редактировании журнала, и, наконец, организации знаменитых, получивших мировую славу «Русских сезонов», где в оформлении балетных спектаклей принимали участие всё те же художники «Мира искусства», – играл Сергей Павлович Дягилев.

К.А. Сомов. Портрет С.П. Дягилева. 1893. Частное собрание, Москва

К.А. Сомов. Портрет С.П. Дягилева. 1893. Частное собрание, Москва

Он не был ни художником, ни артистом. Он был талантливым человеком, проявившим свою любовь к изобразительному искусству, музыке, театру – в виде той многогранной просветительской деятельности, которой занимался в течение всей жизни. Его имя неотделимо не только от «Мира искусства», но и от истории всей русской культуры конца XIX – первой четверти XX века. «Дягилев вечен, Дягилев чудо», – сказал о Сергее Павловиче его ученик, известный танцовщик и хореограф Сергей Лифарь. Именно значение Дягилева в истории «Мира искусства» и всей русской культуры объясняет то внимание, которое автор данного пособия уделяет деятельности Сергея Павловича. Это нельзя считать случайностью или излишней субъективностью. 15 января 1898 года в Музее училища технического рисования, основанного известным предпринимателем и коллекционером бароном Александром Людвиговичем Штиглицем, открылась интереснейшая выставка – русских и финских художников. Устроителем этой экспозиции был совсем еще молодой, но уже известный в художественных кругах человек – Сергей Павлович Дягилев, а участниками – молодые живописцы.

А.Н. Бенуа. Версаль. Прогулка короля. 1897. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

А.Н. Бенуа. Версаль. Прогулка короля. 1897. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 Среди них – Александр Николаевич Бенуа, показавший свои ретроспекции на тему последних лет жизни короля Людовика XIV, например – «Версаль. Прогулка короля» и «Версаль. Людовик XIV кормит рыб» , и Константин Андреевич Сомов с картинами на тему XVIII века, одна из них – «Отдых на прогулке», где прелестная дама в пышном парике кокетничает с кавалером, а вдали её ждут возле кареты темнокожие слуги в красных ливреях.

А.Н. Бенуа. Версаль. Людовик XIV кормит рыб. 1897. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

А.Н. Бенуа. Версаль. Людовик XIV кормит рыб. 1897. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Эти произведения очень отличались своими сюжетами и художественными особенностями от работ передвижников и академистов, к которым привыкли зрители. Участие в выставке 1898 года приняли также некоторые молодые живописцы, выставлявшиеся и на передвижных выставках: Константин Алексеевич Коровин представил пейзаж «Ручей», а Михаил Васильевич Нестеров демонстрировал работы на религиозную тему, среди них – «Троица» и «Явление Христа на пути в Эммаус». 

М.В. Нестеров. Явление Христа на пути в Эммаус. 1895. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

М.В. Нестеров. Явление Христа на пути в Эммаус. 1895. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

К.А. Коровин. Ручей. Около 1898. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

К.А. Коровин. Ручей. Около 1898. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

М.В. Нестеров. Троица Ветхозаветная. 1897. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кострома

М.В. Нестеров. Троица Ветхозаветная. 1897. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кострома

А. Гален-Каллела. Портрет матери. 1896. Национальный музей, Стокгольм

А. Гален-Каллела. Портрет матери. 1896. Национальный музей, Стокгольм

Из числа финских художников петербургская публика впервые увидела произведения Аксели Галлен-Каллелы – портрет матери  и картину «Защита Сампо» на тему финских народных легенд.

А. Гален-Каллела. Защита Сампо. 1896. Художественный музей, Турку

А. Гален-Каллела. Защита Сампо. 1896. Художественный музей, Турку

Если портреты и пейзажи вполне реалистичны, то картина «Защита Сампо» выполнена в особой, экспрессионистической манере, отвечающей фольклорному характеру мифа. Зритель увидел также картины Альберта Эдельфельта «Прачки», Пекко Халонена «Снежный пейзаж», Портрет вице-канцлера Палмена кисти Ээро Ярнефельта и другие работы. Афишу выставки создал К. А. Сомов.

А. Эдельфельт. Прачки. 1898. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

А. Эдельфельт. Прачки. 1898. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

П. Халонен. Снежный пейзаж. 1896. Музей изобразительного искусства Атенеум, Хельсинки

П. Халонен. Снежный пейзаж. 1896. Музей изобразительного искусства Атенеум, Хельсинки

К.А. Сомов. Афиша «Выставка русских и финляндских художников. 1898». 1897. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

К.А. Сомов. Афиша «Выставка русских и финляндских художников. 1898». 1897. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В прессе, живо откликавшейся на все явления художественной жизни, началась дискуссия. Известный критик Владимир Васильевич Стасов ругал представленных живописцев и самого устроителя. Стасов находил «замечательными и истинно художественными» только портреты «юного Серова», особенно портрет великого князя Павла Александровича, «весь блистающий золотом лат и каски на солнце и ярком воздухе», и эскиз Левитана «Над вечным покоем». Стасов вопрошал: «Зачем им было являться среди декадентских нелепостей и безобразия?».  В отборе экспонатов на выставку проявился интерес устроителя к проблемам живописи, а не к социальным идеям, которым отдавал предпочтение Стасов. Поэтому Владимир Васильевич назвал выставку «декадентской» (слово «декаданс» означает «упадок»). Определение «декаденты» утвердилось в обществе после первых же выставок, устроенных С. П. Дягилевым. К декадентам критик причислил и Константина Коровина, у которого «кроме внешнего мастерства, ничего нет»,  и друзей Дягилева, представивших портреты, пейзажи и композиции на тему XVIII века. В противоположность В. В. Стасову другие критики, как, например, Сергей Глаголь, восхищались новизной произведений, молодостью и мастерством экспонентов и с восторгом отмечали, что выставка «собрала яркие образчики всего наиболее свежего и молодого в русском современном искусстве».  Свой вывод о выставке русских и финских художников сделал и отец К. А. Сомова – хранитель Эрмитажа и критик – Андрей Иванович Сомов. В феврале 1898 года он сообщил сыну свое мнение в письме: «/…/ на ваше декадентское направление я смотрю только как на резкий протест против того бесчувственного фотографирования природы, которому в течение сорока лет предавались наши художники, например, Шишкин, Крамской, Орловский и иные». Андрей Иванович был доволен успехом сына: «утешься моим поздравлением c успехом, который ты вообще имеешь на выставке. Я сам нахожу, что между русскими экспонентами ты один из наиболее талантливых и с тобою могут соперничать лишь Серов, Шура Бенуа и вообще немногие».

В.А. Серов. Портрет великого князя Павла Александровича. 1897. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В.А. Серов. Портрет великого князя Павла Александровича. 1897. Государственная Третьяковская галерея, Москва

И.И. Левитан. Эскиз картины «Над вечным покоем». Начало 1890-х. Государственная Третьяковская галерея, Москва

И.И. Левитан. Эскиз картины «Над вечным покоем». Начало 1890-х. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Известный критик и художник Н. И. Кравченко, регулярно помещавший в газетах свои статьи, внимательно и с интересом отнесся к выставке. Он говорил о появлении нового направления в русской живописи, о талантливых молодых художниках-передвижниках – В. Серове, К. Коровине, А. Васнецове, которым «тесно» в рамках тенденциозного передвижнического искусства. «Среди молодых художников, – писал Н. И. Кравченко, – теперь очень мало таких, которые гонялись бы за кричащим сюжетом /…/». Автор отметил, что молодые художники смотрят на живопись «не как на средство, а как на искусство, как на нечто такое, что может существовать само собой, своими задачами». Н. И. Кравченко утверждал, что «сила молодых художников растет с каждым годом, что они «ищут опору» и нашли ее в лице Дягилева. Как мы видим, далеко не все критики разделяли отношение В. В. Стасова к искусству. Действительно, в выставке участвовали самые значительные молодые художники России, составившие вскоре славу русской живописи. Финские же мастера были именно те, которыми ныне гордится их родина.

Выставка русских и финских художников была третьей, устроенной Сергеем Дягилевым. Год тому назад, в феврале 1897 года, в том же Музее училища барона А. Л. Штиглица, состоялась выставка немецких и английских акварелистов, а в октябре – в залах Императорского Общества поощрения художеств – «Скандинавская выставка», организованная по заказу вице-председателя этого Общества. Собирая произведения для этих выставок, Сергей Павлович посетил Германию, Швецию, Норвегию, Данию и мастерские художников в Париже, отобрав несколько десятков произведений. Среди них – работы такого знаменитого живописца, как Андреас Цорн, привлекавший внимание своими эффектными, легко и свободно написанными портретами. Выставки вызвали большой интерес, привлекли много посетителей и покупателей произведений.С. П. Дягилев стремился познакомить русскую публику с современным зарубежным искусством, а потом – познакомить зарубежную общественность с русским искусством.

Сложную художественную жизнь того времени характеризовало противопоставление традиционного академического направления – с одной стороны, и – передвижников с другой. Выставки, устроенные С. П. Дягилевым, показали, как уже сказано выше, появление нового направления, которое назвали «декадентским». Его главными качествами были достижения в живописном мастерстве, в эмоциональном впечатлении, в умении передать настроение. Все эти качества не исключали психологизма произведения, при этом лишенного навязчивой сиюминутной публицистической основы, свойственной большинству картин передвижников.Товарищество передвижников занимало ведущее место в искусстве 1860-х – 1870-х годов. Но к 1890-м годам художники этого направления утратили прежнюю идейность. Даже В. В. Стасов, идеолог и защитник передвижничества, в статье «Выставки» 1897 года отмечал незначительность сюжетов, к которым обращались художники этого направления. К тому же передвижники категорически не принимали какие-либо стилистические новшества, проявлявшиеся в творчестве молодых живописцев. Например, картина Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками» 1887 года, также показанная на выставке русских и финских художников, с ее светлым, ярким колоритом и беззаботным обликом девочки вызвала резкие высказывания со стороны маститых передвижников.

В отличие от консерваторов, С. П. Дягилев с большим интересом относился к свежим силам в искусстве и привлекал молодых художников на организованные им выставки. Творческая жизнь Петербурга кипела ключом, и С. П. Дягилев, несмотря на свою молодость, играл в ней весьма заметную роль.

Вопросы к Вступлению: Первые выставки С. П. Дягилева.

1. В каком учреждении состоялась выставка русских и финских художников?
2. Что вы знаете о русских художниках, которые были представлены на выставке 1898 года?
3. Назовите имена финских художников, представленных на выставке 1898 года.
4. Как отнеслись критики на эту выставку? 
5. Что говорили о выставке молодые живописцы?
6. Какие предпочтения проявились у организаторов выставки в отличие от пристрастий В. В. Стасова
7. Какое определение было дано критиками произведениям молодых художников, которые экспонировал Дягилев?
8. Чем отличалось творчество передвижников 1890-х годов? Вспомните критику их творчества В. В. Стасовым.