Материалы

Формат: Поиск по тексту:

Материалы (всего найдено материалов)

Портрет. Методическое пособие по проведению экскурсии

Портрет – жанр искусства, посвященный изображению человека с неповторимыми, только ему свойственными чертами внешности и характера. Кому из нас не хотелось иметь собственное изображение, выполненное кистью художника-портретиста! Несмотря на фантастические возможности изобретенной в XIX веке фотографии ...

Читать далее...

Пейзаж. Методическое пособие по проведению экскурсий

Буквальный перевод слова «пейзаж» с французского – вид, местность. Пейзажем мы называем реальный вид природы, а также изображение внешней среды, окружающей человека, – городской, деревенской, природной. Пейзажный жанр всегда, во все времена был любим художниками. Многие из них все свое творчество посвящали изображению природы, достаточно вспомнить картины...

Читать далее...

«Мир искусства»

Предлагаемое пособие посвящено группе живописцев – основателей и главных деятелей художественного объединения «Мир искусства», организаторов выставок и издателей журнала под этим же названием. При этом – необходимо отметить, что ведущую роль во всей многосторонней работе мирискусников – устройстве выставок, создании и редактировании журнала, и, наконец, организации знаменитых, получивших мировую славу «Русских сезонов», где в оформлении балетных ...

Читать далее...

Натюрморт. Методическое пособие по проведению экскурсии

Натюрморт – это жанр искусства, посвященный предметному (неживому) миру. В переводе с французского «натюрморт» означает «мертвая» или «неживая» натура. Мотивы натюрморта – это окружающие нас предметы и все, бывшее когда-то живым: сорванные цветы, овощи, фрукты, битая дичь и т.п.

Читать далее...

Историческая картина. Методическое пособие по проведению экскурсий

В России историческая картина, как и другие живописные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт), появилась в XVIII столетии. Ее появление во многом связано с интересом к отечественной истории и стремлением прославить доблести и подвиги национальных героев. Множество картин, изображающих ратные подвиги русских богатырей, появилось в самом конце XVIII в., когда Россия приняла участие в войне против наполеоновской Франции.

Читать далее...

Бытовая картина. Методическое пособие по проведению экскурсий

Бытовая картина – это картина, изображающая эпизоды из повседневной (как правило, современной художнику) жизни людей. В бытовой картине, как и в любом произведении искусства, всегда есть авторский замысел, авторская идея, которая выражена известными художественными средствами – цветом, композицией и др.

Читать далее...

Русские писатели в Русском музее

Портреты писателей, написанные известными художниками, дают возможность глубже понять процесс формирования и развития личности мастера слова, его связь с общественной и литературной жизнью определенной эпохи, его духовный, психологический склад. Важную роль в портрете играет характеристика среды, в которой изображает автор свою модель, ее окружение, ее время.

Читать далее...

Русское искусство Петровской эпохи

Петровская эпоха в истории России занимает особое место. В этот небольшой период (конец XVII в. – первая четверть XVIII в.) свершились преобразования, оказавшие огромное влияние на развитие политической, экономической и культурной жизни страны. Свой вклад наряду с энергичной и целеустремленной деятельностью Петра I внесли в развитие русского государства...

Читать далее...

Музейный урок «Пушкинская осень в произведениях русских художников»

Для поэтов и художников природа всегда была источником творческого вдохновения. В многообразии изображаемых природных образов раскрывается трепетная душа творца, ее отношения с окружающим миром. При этом живописец обладает возможностью передать в красках все многообразие визуального мира, поэт же сконцентрирован на жизни Духа. Поэзии, отличие от живописи, не дано создать у нас иллюзию реальности ...

Читать далее...

В мастерской художника

Живопись – один из видов изобразительного искусства. В ее основе – красочное изображение. «Красочное» и в прямом, и в переносном смысле, то есть исполненное красками и яркое, словно живое, откуда и происходит его название. К искусству живописи относятся и настенная роспись, и миниатюра, и картина. В отличие от двух первых, картина напрямую не связана ни с архитектурой, ни с книжной страницей, ни с каким-либо другим видом художественного творчества.

Читать далее...

Музейный урок по произведению Ф. А. Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация»

Музейный урок в рамках совместного проекта Русского музея и Российской гимназии при Русском музее «Экологическая роль изобразительного искусства в условиях интенсивного визуального потока».Задачи урока: познакомить учащихся с биографией художника Ф.А.Бруни, историей создания картины «Смерть Камиллы, сестры Горация»; сформировать интерес к картине...

Читать далее...

Императорская Академия художеств второй половины ХIХ века и Генрих Семирадский

Предлагаемое пособие знакомит читателя с творчеством художников академического направления второй половины XIX века, в течение довольно длительного времени не привлекавших внимания исследователей. В советский период предпочтение отдавалось социально направленному искусству передвижников, ориентированному на современность. А между тем искусство Академии занимало большое место в художественной жизни...

Читать далее...

Марк Шагал

Предлагаемый читателю текст знакомит с основными этапами жизни и творчества всемирно известного художника, Марка Шагала, и может служить пособием к работе лектора. Шагал сформировался как художник в переломный период развития человечества, когда культура и наука, исследования и открытия приобретали новые, дотоле невиданные черты.

Читать далее...

Виктор Васнецов

Предлагаемый читателю текст знакомит с основными этапами жизни и творчества всемирно известного художника, Виктора Михайловича Васнецова, и может служить пособием к работе лектора. Виктор Михайлович Васнецов известен, прежде всего, как автор картин на былинные и сказочные сюжеты. Кто не знает его «Богатырей», «Ивана Царевича на Сером Волке»...

Читать далее...

Русское искусство XVIII века

Во второй половине XVII столетия в русской культуре наблюдается усиление светского начала, которое проявилось даже в религиозном искусстве – в иконах нашло место изображение жанровых сцен, в церковных росписях – сцен быта, полевых работ, как, например, в ярославском храме Ильи Пророка. В Москве, в Оружейной палате, работали иностранные мастера, выполнявшие самую разнообразную работу...

Читать далее...

Иконы в музее

Экскурсионное занятие на экспозиции древнерусского искусства для учеников 4-х классов, изучающих в общеобразовательной школе предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Цель экскурсии: содействовать освоению учащимися начальных классов духовно-нравственных, эстетических ценностей православия и зрительской музейной культуры.

Читать далее...

Композиция в лаковой миниатюре. Искусство Палеха

Понятие «композиция» определяется как построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция – важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Законы композиции...

Читать далее...

Литература и живопись Древней Руси

Экскурсионный цикл «Русская литература и изобразительное искусство» ориентирован на учащихся 9–11 классов. Читателю предлагается методическая разработка экскурсионного цикла «Литература и живопись Древней Руси» из двух занятий.

Читать далее...

Искусство Древней Руси

Древняя Русь – это исторический период нашего государства от X по XVII век включительно. Его художественно-творческим выражением стала храмовая архитектура и иконопись, которые в рассматриваемом временном пространстве стали формироваться со времени принятия на Руси при Владимире Святославиче христианства (988 г.) и образования Киевского государства. Именно после принятия христианства закрепилось культурное общение Руси с Византией ...

Читать далее...

Знаменитые портретисты XVIII века

Внеклассное занятие «Знаменитые портретисты XVIII века» рассчитано на средних и старших школьников. Цель занятия: дать общую характеристику портрета второй половины ХVIII века на примере творчества трех выдающихся русских портретистов – Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого и и В. Л. Боровиковского – и показать непреходящую художественную ценность их творчества.

Читать далее...

Музейный урок по произведению А. Е. Яковлева «Скрипач»

Музейный урок в рамках совместного проекта Русского музея и Российской гимназии при Русском музее «Экологическая роль изобразительного искусства в условиях интенсивного визуального потока». Задачи урока: познакомить учащихся с биографией художника А.Е. Яковлева, историей создания картины «Скрипач»; сформировать интерес …

Читать далее...

Музейный урок по произведению А. И. Куинджи «Ночное»

Музейный урок в рамках совместного проекта Русского музея и Российской гимназии при Русском музее «Экологическая роль изобразительного искусства в условиях интенсивного визуального потока».Задачи урока: познакомить учащихся с биографией художника А. И. Куинджи, историей создания картины «Ночное»; сформировать интерес к картине...

Читать далее...

Рерих. Жизнь и творчество

Николай Константинович Рерих был человеком необыкновенной судьбы. Большая часть его жизни прошла на родине, в России; затем несколько лет было отдано Соединенным Штатам Америки, где Рерих вел большую просветительскую работу, и экспедициям в страны Центральной Азии и Индию. Последние двадцать лет Рерих прожил в Индии.

Читать далее...

Музейный урок «Византийские произведения искусства в Санкт-Петербурге»

В Русском музее византийские иконы и фреска демонстрируются в первом зале экспозиции древнерусского искусства. Фреска «Пророк Самуил» (XII век) посвящена мудрому судье и предводителю еврейского народа. Она была написана греческими мастерами в соборе архангела Михаила, украшавшем древний Киев.Икона «Святой Иоанн Предтеча» (конец XIV века) создана в столице Византии Константинополе для того, чтобы украшать русскую церковь.

Читать далее...

Диалоги с натурой

Образовательная программа «Путь в изобразительное искусство» знакомит читателя с содержанием и образным языком различных видов художественного творчества. Данный материал посвящен искусству живописи, а именно – проблеме необычайно сложных и разнообразных отношений художника с окружающим миром, иными словами, проблеме художественно-образного отражения действительности в произведениях живописного искусства.

Читать далее...

О понятийном поле музейной педагогики

Смена приоритетов основного образования в сторону социализации личности и развития дополнительного образования ставит перед музеем задачу помочь системе образования в наполнении учебно-воспитательного процесса художественным и ценностным осмыслением реальности. Мера успешности этого наполнения определяется взаимодействием со школой и совместной разработкой единого понятийного поля...

Читать далее...

Иностранные художники в России в XVIII веке

Предлагаемое читателю пособие знакомит с малоизвестной страницей русского искусства – работой иностранных живописцев в России в XVIII веке. В основу издания положена экспозиция произведений французских, немецких и итальянских художников, представленных в залах Михайловского замка.

Читать далее...

Поэзия русского пейзажа

В жанре методических эскизов автор делает попытку анализа специфики поэзии и живописи как двух видов художественного творчества, обладающих огромной силой влияния на развитие интеллекта, речи и художественного восприятия школьников. Особое внимание в этой работе уделено выявлению закономерностей формирования творческого замысла и его развитию в законченное произведение искусства. Пособие рассчитано на музейных и школьных педагогов, а также на специалистов, интересующихся вопросами творческого развития детей в школьной и музейной среде.

Читать далее...