Материалы

Пейзаж. Методическое пособие по проведению экскурсий

Автор материалов – Наталья Дмитриевна Соколова

Общие замечания

Музейная экскурсия по теме «Пейзаж» предназначена для учащихся 4–5-х классов общеобразовательной школы и является одной из составляющих в экскурсионном цикле «Жанры изобразительного искусства». Изучение жанров живописи, их специфики и содержания необходимо для постижения художественно-образного языка искусства, и по этой причине раздел «Жанры изобразительного искусства» является важной частью музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!», реализуемой Русским музеем.

Цель экскурсии – формирование представления о пейзаже как жанре изобразительного искусства, о его содержании и своеобразии художественно-образного языка.

Задачи экскурсии имеют как познавательный (расширение представления о содержании изобразительного искусства и его жанровой специфике), так и развивающий характер. Среди них наиболее значимыми для достижения педагогической цели экскурсии являются следующие:

— развитие способности к восприятию художественного образа в произведении изобразительного искусства;
— развитие внимания, наблюдательности по отношению к окружающей природе;
— расширение представления о многообразии и красочности мира природы;
— развитие способности эмоционально переживать пейзажный образ;
— развитие способности к пониманию художественно-образного языка пейзажа как жанра живописи;
— формирование представления о содержании пейзажной живописи в разные исторические эпохи.

Методика экскурсий, объединенных общей темой «Жанры изобразительного искусства», является однотипной, и ее основные принципы изложены в методическом пособии к экскурсии по теме «Портрет». Однако восприятие пейзажа как жанра живописи обладает своей спецификой. Пейзаж не имеет развернутого сюжета и по этой причине не может привлечь внимание зрителя занимательностью изображенного действия. В этом случае восприятие и понимание художественного изображения требует достаточно высокого уровня визуальной культуры – произвольного внимания, а также способности к творческому воображению, в частности, способности к неординарному видению и ассоциативному мышлению (пейзажи Ф. М. Матвеева, Н. К. Рериха, Д. Д. Бурлюка), способности к наблюдению, эмоциональному восприятию и переживанию природного мотива (пейзажи И. К. Айвазовского, И. И. Шишкина, А. И. Куинджи, И. И. Левитана). С этой целью, рассматривая пейзажи, следует постоянно обращать внимание детей на эмоциональное воздействие и смысловое содержание цвета, освещения, композиции. При этом в ходе экскурсии полезно предлагать детям называть замеченные ими оттенки цвета, а также рассказывать о различного рода ассоциациях, воспоминаниях, чувствах, вызываемых тем или иным образом природы.

Важно увлечь детей процессом созерцания образа, раскрыть красоту и выразительность бессюжетного мотива. Один из эффективных приемов в этом направлении – эмоциональное погружение в картину, чему могут способствовать следующие задания:

1) Вообразите, что вы видите не картину, а реальный пейзаж, в который вы можете «войти»; представьте себя в окружении этой природы. Какие чувства вы при этом испытываете?
2) Придумайте свое название для этой картины и попробуйте выразить в нем свое восприятие изображенной природы.
3) Представьте, что вы музыканты и можете с помощью звуков «изобразить» пейзаж. Какую музыку вы «слышите», когда смотрите на эту картину, – тихую, громкую, спокойную, тревожную, напряженную, веселую, печальную, мрачную, светлую?

Беседуя с детьми о картинах пейзажного жанра, следует обратить их внимание на то, что в их рассказах о природе встречаются эпитеты, характеризующие в то же время и эмоциональные состояния человека (хмурый, грозный, спокойный, безмятежный), что говорит о нашей способности переживать природу, наделяя ее свойствами человеческой души.

В ходе экскурсии необходимо подвести детей к пониманию того, что содержание пейзажа не ограничивается передачей особенностей выбранного художником пейзажного мотива. Пейзаж раскрывает своеобразие восприятия природы художником, индивидуальные черты его личности, его понимание окружающего мира. 

Зрительный ряд

1. Тозелли А. Панорама Петербурга 1820 года. 2-ой лист (Адмиралтейство) 
2. Матвеев Ф.М. Водопад Иматра в Финляндии. 1819
3. Айвазовский И.К. Девятый вал. 1850
4. Шишкин И.И. Корабельная роща. 1898
5. Шишкин И.И. Дубы. 1887
6. Шишкин И.И. Сныть-трава. Парголово. 1884 (1885?)
7. Куинджи А.И. Осень. Этюд. Без даты
8. Куинджи А.И. Вечер на Украине. 1878
9. Левитан И.И. Сумерки. Луна.1899
10. Левитан И.И. Хмурый день. 1895
11. Левитан И.И. Озеро. 1899–1900
12. Рерих Н.К. Небесный бой. 1912
13. Бурлюк Д.Д. Пейзаж с повозкой и мельницей (Пейзаж с четырех точек зрения). 1930-е – 1940-е

»

П. Халонен. Снежный пейзаж. 1896. Музей изобразительного искусства Атенеум, Хельсинки

П. Халонен. Снежный пейзаж. 1896. Музей изобразительного искусства Атенеум, Хельсинки

Вступление

В начале экскурсии разъясните детям значение понятия «пейзажная живопись». С этой целью проведите вступительную беседу.
Буквальный перевод слова «пейзаж» с французского – вид, местность. Пейзажем мы называем реальный вид природы, а также изображение внешней среды, окружающей человека, – городской, деревенской, природной. Пейзажный жанр всегда, во все времена был любим художниками. Многие из них все свое творчество посвящали изображению природы, достаточно вспомнить картины Исаака Ильича Левитана, Ивана Ивановича Шишкина, Архипа Ивановича Куинджи.

Природа сама по себе, вне событий, персонажей, действий, привлекала и продолжает привлекать художников-живописцев. Подтверждением тому – много раз виденный каждым из нас привычный мотив: художник, пишущий пейзаж с натуры – в городском парке, в лесу, на берегу озера.

Спросите детей, с какой целью создаются изображения природы.

Вполне понятен наш интерес к так называемым сюжетным картинам. Они увлекательны изображенным на них действием. А пейзаж?.. Чем он может быть интересен? Ведь есть сама природа, и она прекрасна! Зачем повторять то, что всегда совершеннее любого изображения?

Отвечая на заданный вопрос, дети отметят наиболее привлекательные для каждого из них свойства живописного изображения природы: картина, изображающая природу, интересна тем, что она:

— дает возможность вспомнить знакомый и красивый пейзажный мотив;
— вызывает в нас чувства, создает настроение радости, бодрости, грусти, мечтательности и др.;
— вызывает восхищение мастерством художника-пейзажиста.

Ответы детей дадут повод для разговора о содержании пейзажа как жанра изобразительного искусства.

Изначальный интерес человека к живописному (или графическому) пейзажу, скорее всего, был связан с желанием оставить на память или воспроизвести для какой-то другой цели точный вид определенной местности. К примеру, в XVIII – начале XIX столетия широкое распространение получил особый тип картины – так называемая ведута – топографически точный архитектурный пейзаж определенного места.

А. Тозелли. Панорама Петербурга 1820 года. 2-ой лист (Адмиралтейство). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

А. Тозелли. Панорама Петербурга 1820 года. 2-ой лист (Адмиралтейство). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

А. Тозелли. Панорама Петербурга 1820 года. 2-ой лист (Адмиралтейство) 

Итальянский художник Анжело Тозелли в 1820 году создал панораму Санкт-Петербурга, которая сделала его имя известным.

Он увидел Петербург, прекрасный во все времена года и в любую погоду, – город, не похожий не только на западноевропейские столицы, но и на другие русские города. На графических листах Тозелли, выполненных в технике гуаши и акварели, запечатлен Петербург 1-ой четверти XIX века, когда окончательно сформировались архитектурные ансамбли, определившие «строгий, стройный вид» Северной столицы. Таким видели город на Неве А. С. Пушкин и его современники.

Рассматривая второй лист панорамы, посвященный главной судостроительной верфи России на Балтийском море – Адмиралтейству, отметьте документальную точность в изображении архитектуры, что определялось главной задачей ведуты; обратите внимание на детали, которые помогают показать деловую жизнь корабельной верфи. Это и штабели строительного леса, и фигурки людей – пилящих, рубящих, несущих бревна. В правой части двора виден остов крупного корабля, который в скором времени будет спущен на воду. Строительная площадка распространилась очень широко и заняла часть площади между Адмиралтейством и Зимним дворцом. Здесь важно увлечь детей процессом рассматривания, пробудить интерес к историческим и бытовым подробностям городской жизни. Если дети уже знакомы с архитектурными памятниками Санкт-Петербурга, предложите им назвать здания и храмы, виднеющиеся на дальнем плане городской панорамы: прямо за аркой Главного штаба – башня Думы, законченная в 1804 году, правее – купола Владимирской церкви, еще правее – купол Казанского собора, в самой правой части листа – Успенская церковь на Сенной площади. В завершение беседы еще раз вспомните главное назначение ведуты – с документальной точностью воссоздать архитектурный облик города.

Ф.М. Матвеев. Водопад Иматра в Финляндии. 1819. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Ф.М. Матвеев. Водопад Иматра в Финляндии. 1819. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Ф. М. Матвеев. Водопад Иматра в Финляндии

Русский художник Федор Михайлович Матвеев был современником Анжело Тозелли. Между тем, как не похожи его пейзажи на архитектурные ведуты итальянского мастера! Строгой размеренности последнего здесь противостоит романтическая возвышенность величественной природы. Бурные водопады Финляндии или уходящие к горизонту силуэты горных вершин, окруженные пышной южной растительностью, – вот излюбленные мотивы пейзажей Федора Матвеева. На основе реального мотива художник создает возвышенный образ, соответствующий эстетическому идеалу своей эпохи.

Восприятие пейзажа Ф. Матвеева лучше всего построить на основе сравнения его с ведутой А. Тозелли. Прежде всего, необходимо еще раз отметить нацеленность ведуты на топографию места и остановить внимание детей на условности матвеевского пейзажа (в противовес ведуте), которую создает сознательная «сочиненность» картины. С этой целью покажите или предложите детям самостоятельно найти в картине композиционные и живописные приемы, с помощью которых художник выражает свое представление об идеальной величественной природе. Это:

— четкое разграничение изображения на планы;
— условность цвета;
— условность в изображении деревьев и растительности.

В отличие от Анжело Тозелли, который более всего стремился к документальной точности в изображении реального, конкретного места, пейзаж Федора Матвеева условен.

Когда смотришь картину, то кажется даже, что перед нашим взором не настоящая природа, а некая декорация, которая, как в театре, создает фон для действия персонажей сцены. Справа и слева – своего рода кулисы, их создают прибрежные камни и купы деревьев. Первый план отведен для «героев спектакля», – здесь это отдыхающие поселяне. На втором плане – бушующий водопад; он призван внушить зрителю мысль о грозной силе природы. И, наконец, третий план – безмятежные дали. Они придают картине ту меру спокойного величия, которая соответствует эстетике классицистического пейзажа .

Разграничение на планы подчеркнуто не только композицией, но и цветом: на первом плане преобладают теплые, коричневато-охристые тона, на втором – зеленые, на третьем – холодные голубые, розоватые, бледно-зеленые.

Поясните детям, что условность свойственна не только творчеству Федора Матвеева, но и подавляющему большинству пейзажей современных ему художников. Это общие черты живописного пейзажа эпохи (XVIII – начала XIX вв.). Скажите, что представление о пейзаже как своего рода модели идеального мира формировало и систему обучения художников-пейзажистов в тогдашней Академии художеств. Такой пейзаж мы называем академическим пейзажем. 

Как видите, задача живописного пейзажа не ограничивается точностью изображения природного мотива. Она гораздо шире, богаче и разнообразней. Так, пейзажист начала XIX столетия Федор Матвеев сделал попытку через изображение природы выразить тот идеал красоты, который был близок ему и его современникам. 

И.К. Айвазовский. Девятый вал. 1850. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

И.К. Айвазовский. Девятый вал. 1850. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

И. К. Айвазовский. Девятый вал

Среди любителей пейзажной живописи (да и не только пейзажной) особой популярностью пользуются картины Ивана Константиновича Айвазовского. Айвазовский – прославленный мастер маринистического (морского) пейзажа. Обладая феноменальной зрительной памятью, он почти не писал с натуры. Часами наблюдал живописец закаты и восходы солнца на море, волнение морской глади – то бурное и грозное, то тихое и ласковое, запоминал движение света, цветовые оттенки, а затем в мастерской писал свои великолепные картины. Чем привлекают нас пейзажи Айвазовского?..

Беседуя с детьми у произведений И. К. Айвазовского, сделайте акцент на состоянии природы. Сравните с этой целью картины «Девятый вал» и «Волна», предложив детям рассказать о своих впечатлениях, о тех эмоциях, которые они переживают, рассматривая картины. Особое внимание обратите на роль цвета, освещения, композиции в передаче состояния морской стихии.

Никто из художников не мог так писать море, как писал его Айвазовский, – в шторм ли, в тихую солнечную погоду, при свете луны или на закате солнца… Но что больше всего волнует и покоряет в его картинах, – это мастерство в передаче необыкновенно разнообразных, обычных и самых невероятных состояний морской природы. В картине «Девятый вал» он изобразил великолепный восход солнца именно в тот самый драматичный момент, когда волна уже готова поглотить крошечную группу людей, терпящих кораблекрушение. Сила слабого человека противостоит силе буйной стихии… И побеждает. Торжествующе звучат краски солнечного восхода, отражаясь в изумрудной волне яркими ослепительными бликами!

И напротив, в картине «Волна» грозное бушующее море неукротимо. Нет никакой надежды на спасение! Неотвратимость гибели людей и состояние морской стихии художник передает всеми доступными ему живописными средствами – цветом, освещением, композицией. В колорите картины преобладают холодные, неяркие, сдержанные тона. Луч света едва пробивается сквозь тяжелые плотные тучи. Необычайно выразительна композиция пейзажа: контраст между тонущим судном и дикой громадой волны настолько впечатляющ, а изображенный мотив так близок к первому плану, что зрителя, стоящего перед картиной, охватывает невольный трепет.

И.И. Шишкин. Дубы. 1887. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

И.И. Шишкин. Дубы. 1887. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

И. И. Шишкин

Пейзажи И. И. Шишкина «Корабельная роща» и «Дубы» сравните с маринами И. К. Айвазовского. Отметьте общие черты: стремление создать яркий, запоминающийся, эффектный пейзажный образ, а также то новое, особенное, что отличает Шишкина от его предшественников и от современных ему мастеров академического пейзажа. Это: 

— обращение художника к изображению национальной природы; 
— конкретизация характера местности, растительности, состояния природы; 
— стремление к реалистичности в композиции, в передаче характера освещения, цвета, а также любовь к деталям, подробностям; 
— создание особого образа национального пейзажа, для которого характерны черты спокойного величия, монументальности.

Знакомство с пейзажами Шишкина дает возможность раскрыть понятия «этюд» и «картина», а также более подробно рассмотреть процесс работы художника над композицией картины (на примере пейзажа «Корабельная роща»).

И.И. Шишкин. Корабельная роща. 1898. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

И.И. Шишкин. Корабельная роща. 1898. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Известный пейзажист XIX века Иван Иванович Шишкин написал множество картин, изображающих излюбленные художником мотивы: лесные поляны, сосновые рощи, тропинки среди трав и деревьев. Природа в его картинах величава, спокойна и полна могучей жизненной силы. Шишкин – один из первых художников-пейзажистов, обративших внимание на красоту русской природы, в отличие от условного академического пейзажа, он всегда стремился к конкретности, точности в изображении мотива. Об этом свидетельствуют даже названия картин: «Корабельная роща близ Елабуги на Каме», «Мордвиновские дубы», «Сныть-трава. Парголово». На первый взгляд, многие из персонажей Шишкина кажутся похожими друг на друга. Однако, присмотревшись, вы заметите множество различий. Есть среди них тщательно проработанные в деталях, четкие в рисунке, такие как «Корабельная роща». А есть и более обобщенные, свободные по живописи, к примеру – «Мордвиновские дубы». Некоторые написаны сразу, в один-два приема, другие долгие месяцы стояли в мастерской на мольберте, прежде чем последний раз коснулась их кисть художника. К последним, как это ни удивительно, относится и картина «Корабельная роща». Она настолько жива, убедительна, реальна, что нам, зрителям, кажется безусловным: картина написана прямо в лесу, на залитой солнечным светом поляне, на берегу маленькой лесной речки. Однако обратите внимание на размеры картины – два с половиной метра в длину и более полутора метров в высоту! Трудно представить себе. Чтобы художник каждый раз возил такой холст в лес!

И.И. Шишкин. Сныть-трава. Парголово. 1884 (1885?). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

И.И. Шишкин. Сныть-трава. Парголово. 1884 (1885?). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

И. И. Шишкин. Сныть-трава. Парголово

Конечно же, Шишкин работал и с натуры, то есть непосредственно на природе. Он написал множество маленьких картин, которые воспроизводят первые – живые и яркие – впечатления от увиденного. Называются они этюдами. Слово «этюд» в переводе с французского означает «старание», «изучение». И действительно, задача этюда – это старательное изучение художником природы путем точной передачи видимого мотива, освещения, цвета, состояния. Вот эти-то этюды в большом количестве и писал Шишкин, прежде чем приступить к созданию большой картины. Он писал их, будучи в лесу, непосредственно на природе.

Одна из ведущих задач экскурсий по теме «Жанры изобразительного искусства» – развитие способности к восприятию художественного образа – подразумевает знакомство с понятиями «этюд» и «картина». Наиболее целесообразно сделать это на примере произведений пейзажного жанра. Беседуя о задачах живописного этюда, внимательно рассмотрите вместе с детьми один из этюдов, к примеру – «Сныть-трава. Парголово»; обратите внимание на оттенки цвета, особенности освещения, на точность рисунка формы цветов, имея в виду главную цель этюда – верность натуре.

После того, как дети поняли значение этюда в творчестве художника-пейзажиста, продолжите беседу о пейзаже «Корабельная роща», с тем чтобы осмыслить его задачи и содержание как большой картины, а не натурного этюда.

И.И. Шишкин. Корабельная роща. 1898. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

И.И. Шишкин. Корабельная роща. 1898. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

И. И. Шишкин. Корабельная роща

Пейзажный этюд – это еще не картина. «В картине должно быть “внутреннее”», – любил говорить современник И. И. Шишкина пейзажист Архип Иванович Куинджи, то есть мысль, художественное содержание. Поэтому большая картина, даже если это пейзаж или портрет, никогда не бывает целиком написана с натуры. Она есть результат длительного творческого процесса. Пейзаж И. И. Шишкина «Корабельная роща» является именно таким произведением. Это не этюд, передающий первое впечатление, а картина, выражающая мысль художника о мире, его представление о Родине. Попытаемся, всматриваясь в картину, почувствовать, «угадать» эту главную мысль.

Рассматривая картину («Корабельная роща»), дайте детям задание: придумать определения (эпитеты), которые наиболее точно характеризуют первое впечатление от картины и изображенного мотива (большая, могучая, величественная, спокойная, солнечная, радостная, раздольная, приятная и т.д.). Затем предложите подумать о том, какими приемами воспользовался художник, чтобы добиться того или иного впечатления. Таким образом дети невольно заметят некоторые особенности цвета, композиции, освещения и др., что активизирует их восприятие и повысит эффективность дальнейшей беседы.Важным эпизодом экскурсии является знакомство с композицией картины. Раскройте детям понятие «композиция» и подтвердите зрительно ее роль в выражении творческого замысла на примере картины «Корабельная роща».

Пожалуй, первое, на что обращаешь внимание, глядя на картину, – это поражающий воображение размах, ширь, стремительность «полета» ввысь стройных могучих деревьев. Но вот наш взгляд, поднимающийся снизу вверх вдоль стволов корабельных сосен, неожиданно останавливается, не достигнув вершин. Путь «прерывает» верхняя рама картины! В чем же причина? Шишкину не хватило холста? Опытный мастер, знаменитый пейзажист не сумел правильно расположить изображение на холсте? Не может быть!.. Конечно же это специальный прием, подчеркивающий высоту сосен, необъятность пространства. Он же создает ощущение близости к нам, зрителям, и речки, и деревьев, и песчаного берега. Кажется, перед нами – живая природа, ограниченная рамой картины, и достаточно нескольких шагов, чтобы очутиться на берегу тихой лесной речки, вдохнуть полной грудью запах могучих сосен, услышать пение птиц и тихое журчание воды. При внимательном взгляде вы наверняка заметите многие, самые разнообразные приемы, необходимые художнику для создания образа и в совокупности называемые композицией. В переводе с латинского слово «композиция» означает «составление», «сочинение» или «построение».

Действительно, сочиняя картину, художник как будто «строит» ее, подбирая цветовые соотношения, выразительные детали и располагая их особым образом в формате холста. В картине обобщаются впечатления-этюды и оформляется творческий замысел автора. Этот сложный процесс требует от художника большого напряжения ума, воли и чувства.

А.И. Куинджи. Осень. Этюд. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

А.И. Куинджи. Осень. Этюд. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

А. И. Куинджи. Осень. Этюд

Знакомство с картинами А. И. Куинджи должно еще раз подтвердить уже сказанное о содержании пейзажа (изображая природу, художник выражает свое представление о ее красоте, передает ее характер, состояние), а также показать роль творческой индивидуальности в пейзаже как жанре живописи.Архип Иванович Куинджи, грек по национальности, родился на Украине (г. Мариуполь). Зрительные впечатления детства, яркая южная природа, национальный темперамент художника определили своеобразие его живописи.

Уже его небольшой живописный этюд «Осень» позволяет сразу же заметить это своеобразие, а именно – интерес к эффектному цветовому контрасту, к яркости и светоносности цветового пятна.

На примере данного этюда дайте представление о том, что такое контрастные цвета (контраст – противоположность), и какое значение они имеют в картине (дополняют и усиливают друг друга). В качестве наглядного материала можно использовать рисунок цветового круга и показать, где расположены контрастные цвета (напротив друг друга: красный – зеленый, фиолетовый – желтый, синий – оранжевый).

Рассматривая этюд «Осень», покажите детям эффект взаимоусиления контрастных цветов, расположенных рядом (зеленое с красно-оранжевым, оранжевое с синим), обратите внимание на роль цветового контраста в передаче состояния природы и эмоционального впечатления (настроения). Можно привести слова И. Н. Крамского: «У нас в России до Куинджи никто не различал в такой мере, как он, какие цвета дополняют и усиливают друг друга».

Сравнивая картины Куинджи с пейзажами Шишкина, обратите внимание детей на стремление Куинджи к обобщению, заметив отсутствие подробностей не только в этюдах, но и в картине. Все это свидетельствует о своеобразии восприятия художником природы и о его индивидуальности в понимании задач живописного пейзажа.

А.И. Куинджи. Вечер на Украине. 1878. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

А.И. Куинджи. Вечер на Украине. 1878. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

А. И. Куинджи. Вечер на Украине

Одна из известных картин А. Куинджи – «Вечер на Украине». Художник выбирает национальный украинский мотив: белые мазанки с соломенными крышами, тяжелые кроны могучих деревьев, тропинка, бегущая вниз к реке… Изображено немногое, Куинджи отказывается от подробностей, многочисленных мелких деталей, так любимых Шишкиным. Он обобщает форму, делая главным в композиции картины ритм больших цветовых пятен. Несмотря на обыкновенность мотива, картина создает прекрасный идеальный мир, полный гармонии, тишины и покоя. Художник любил этот мир. Он любил и солнечные закаты, и лунные ночи, и ослепляюще яркий свет полуденного солнца. Он всегда искал в натуре яркие краски, напряженные контрасты света и тени, необычные эффекты освещения. Все это есть в картине «Вечер на Украине», и все это определяет именно его, Куинджи, художественную индивидуальность в искусстве пейзажа.

И.И. Левитан. Сумерки. Луна. 1899. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

И.И. Левитан. Сумерки. Луна. 1899. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

И. И. Левитан. Сумерки. Луна
Имя Исаака Ильича Левитана – одно из самых замечательных в истории русского пейзажа. Его картины вызывают сильные и глубокие чувства, они волнуют так, словно перед нами не картины природы, а какое-то яркое событие, способное оставить в нашей душе неизгладимый след. Левитан особенно остро чувствовал изменчивость жизни природы, зависимость нашего настроения, нашей внутренней жизни от ее разнообразных состояний. Поэтому пейзажи Левитана часто называют «пейзажами настроения», хотя само понятие «настроение» применимо скорее по отношению к человеку, нежели к природе. «Левитановский» пейзаж пробуждает в нас разнообразную гамму чувств – от бурной радости до глубокой грусти, даже тоски…

Любимое время года для Левитана – осень. Наверное, ни у одного художника-пейзажиста не было так много «осеней», как у Левитана. Его привлекала изменчивость осени, постоянная смена состояний природы, которая позволяла передать в пейзаже множество «настроений». В этих картинах природа становится не только объектом любования, но в значительной мере – средством для выражения душевного состояния художника.

В процессе восприятия пейзажей И. Левитана используйте методические приемы, способствующие обогащению эмоциональной сферы детей, развитию их образного и ассоциативного мышления; предложите «услышать» в пейзаже мелодию и описать характер воображаемой музыки или припомнить поэтические строки, наиболее ярко выражающие «настроение» пейзажного образа.

Знакомство с картинами И. Левитана имеет значение как для понимания роли творческой индивидуальности в искусстве пейзажа, так и для раскрытия богатых возможностей пейзажной живописи в выражении внутренней, духовной жизни человека. Рассматривая пейзажи Левитана, дайте представление об особенностях «левитановского» образа природы, для чего сравните характер пейзажного образа в картинах Левитана и Шишкина.

Проста и поэтична небольшая картина «Сумерки. Луна». Необычно загадочным кажется незатейливый северный пейзаж в сиянии лунного света. В неподвижном воздухе задумчиво и тихо возвышаются осенние деревья, все объято ночной тишиной, полно тайны. Особенную поэзию придают пейзажу отраженные в озере прибрежные деревья и застывший диск луны. Картина природы в этом пейзаже Левитана необычайно музыкальна. Вспоминаются небольшие и очень близкие по настроению пьесы из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, которого Левитан глубоко чувствовал и любил.

И.И. Левитан. Хмурый день. 1895. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

И.И. Левитан. Хмурый день. 1895. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

И. И. Левитан. Хмурый день
Пейзаж «Сумерки. Луна» сравните с другой работой Левитана – «Хмурый день». Предложите детям «услышать» мелодию природы в этой картине и словесно описать ее характер (музыка бурная, тревожная, быстрая и т.д.). Обратите внимание на технику исполнения – пастель – и расскажите о ее особенностях. 
Пейзаж «Хмурый день» отличается характерной для Левитана простотой мотива. Небо, гладь озера и узкая полоска дальнего берега – казалось бы, что может привлечь здесь внимание пейзажиста! Однако Левитан, как и его любимый учитель Саврасов, необычайно тонко умел видеть скромную красоту и поэзию родной природы. Поэзия этого маленького и скромного мотива – в движении облаков, волнующих озерную гладь, в чистоте синих просветов между бегущими облаками, в сдержанно-холодной, но очень гармоничной и богатой оттенками цветовой палитре северного пейзажа.
Эта картина Левитана выполнена в технике пастели.
Пастель – техника рисования цветными мелками, в состав которых в качестве связующего входят клей с водой и глина (от итальянского «а пастелло» – паста). Свойственные пастели мягкость и глубина тона позволяют художнику выразительно и живо передать игру света и тени, сложность и тонкость цветовых оттенков. Еще одно замечательное качество пастели – бархатистость и нежность фактуры, обусловленная особенностями материала (сухими мелками), дающими широкую, шероховатую, осыпающуюся по краям линию. Это привлекательное качество пастели создает в то же время неудобство в ее хранении. Для большей сохранности пастельные рисунки экспонируются (показываются в музеях и выставочных залах) под стеклом, а для хранения их в папках используют специальную мягкую и тонкую бумагу.
В этой сложной и по-своему очень красивой технике выполнены многие замечательные пейзажи И. И. Левитана. Его пастельным рисункам свойственна живописность – мягкость тональных переходов, богатство цвета.

И.И. Левитан. Озеро. 1899–1900 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

И.И. Левитан. Озеро. 1899–1900 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

И. И. Левитан. Озеро 
Пейзаж «Озеро» покажите как одну из значительных картин Левитана, где художник создает собирательный, обобщенный образ России. Предложите вспомнить, в какой уже знакомой детям пейзажной картине автор ставил подобную задачу (И. И. Шишкин «Корабельная роща»). Рассмотрите эту картину подобно тому, как вы смотрели «Корабельную рощу» И. И. Шишкина, то есть предложите детям:

— рассказать о первых впечатлениях от пейзажа;
— подумать о том, какими средствами художник добивается того или иного впечатления;
— охарактеризовать композицию, цвет, особенности освещения.

Незадолго до смерти Левитан приступает к работе над большой картиной «Озеро». Образ России здесь впечатляет светлой, торжественно-возвышенной красотой. Типично русский скромный пейзажный мотив – уходящие вдаль желтеющие поля, деревеньки, разбросанные по холмам, белые силуэты сельских церквушек – кажется здесь величаво-прекрасным. В синей глади озера, тронутой легким ветерком, отражаются облака, скользят по воде большие темные тени. Медленное движение облаков и их отражений в воде, широкие горизонтали линии берега и удаляющихся к горизонту холмов создают ощущение размаха пространства. В композиции картины большую роль играет ритм крупных цветовых пятен – синих просветов неба, светлых масс облаков, желтых квадратов полей. Этот прием усиливает впечатление монументальности и величия. Однако природа предстает на картине не только величавой, но и согретой близостью человека. Несмотря на то, что художник работал над картиной долго, около двух лет, пейзаж воспринимается как написанный непосредственно с натуры, легко и свободно; он сохраняет всю свежесть первого яркого впечатления от увиденного мотива. И в то же время перед нами не этюд, а картина, в которой Левитан, как и Шишкин в «Корабельной роще», выразил свое представление о России.

Сравнивая образ России в творчестве И. И. Шишкина и И. И. Левитана, отметьте особую лиричность левитановского взгляда на Россию, проникновенность и эмоциональность образа русской природы в его картинах.

Н.К. Рерих. Небесный бой. 1912. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Н.К. Рерих. Небесный бой. 1912. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Н. К. Рерих. Небесный бой
Особую сложность для понимания представляют картины, которым свойственна условность живописного языка. По этой причине в ходе беседы о пейзаже Н. К. Рериха «Небесный бой» затроньте тему языка изобразительного искусства, обратив особое внимание на условность цвета, рисунка, освещения, композиции в картине Рериха. В связи с этим укажите на возможность применения понятия «метафора» по отношению к произведению изобразительного искусства. Слово «метафора» в переводе с греческого – «перенос». Метафора в широком смысле – всякое иносказание, образное выражение понятия. Метафора означает употребление слова или выражения (в данном случае – изображения) в переносном смысле для большей образности, то есть перенесение на данный предмет (или явление) характерных признаков другого предмета (или явления).

Так как перенос значения основан на ассоциации, особую роль в данном случае приобретает активизация ассоциативного мышления детей. С этой целью предложите им «угадать» в очертаниях облаков какие-либо «живые образы» или сравнить «происходящее» на небе с явлениями и событиями в жизни людей, это поможет им понять смысл живописной метафоры и художественное содержание пейзажа «Небесный бой» (образ неба – это место действия противоборства светлых и темных сил в мире).

Возможность через пейзажный мотив выразить нечто большее, чем просто изобразить природу, всегда, во все времена привлекала художников. Необычайно ярко это качество проявляется в пейзажных картинах художника Николая Константиновича Рериха, созданных в конце XIX – начале XX вв. Рассматривая его пейзаж «Небесный бой», попробуйте определить свое первое впечатление. Не правда ли, пейзаж Рериха кажется каким-то необычным, даже сказочным? Хотя ничего необычного – того, «чего не бывает», здесь не изображено: дома, озеро, небо, бегущие по небу облака… Однако отчего-то картина кажется почти фантастической. И называется она тоже необычно – «Небесный бой». Кто же тут сражается? Конечно же, облака! Они наползают, вклиниваются друг в друга, и кажется, что между ними что-то происходит… И чем больше смотришь, тем больше кажется, что там, в небе, какая-то своя, неведомая нам жизнь… Там, в таинственной высоте, так же, как и на земле, нет покоя, но есть постоянное движение, борьба… Борьба между светом и тенью, между добром и злом. А если окинуть взглядом землю, то мы почувствуем тишину. Но тишину не безмятежную, а предгрозовую, напряженную, какая бывает перед началом бури… Вот какой удивительный, необычный пейзаж написал Николай Рерих: мы видим природу, а думаем о смысле жизни, о вечном противоборстве двух начал… Философский пейзаж…

Спросите детей, какие художественные средства, по их мнению, использовал Николай Рерих для того, чтобы мы поняли метафорический смысл картины «Небесный бой» (энергия контура, контрасты цвета и освещения, особенность композиции: благодаря низкому горизонту большую часть холста занимает изображение неба). В связи с этим раскройте детям понятие «условности живописного языка».

Языком мы называем совокупность или систему знаков, при помощи которой мы сообщаем друг другу какую-либо информацию. Язык картины – это система тех знаков, с помощью которых художник создает изображение и сообщает зрительно смысл картины, то есть это цвет, тон, линия, цветовой и линейный ритм.

При этом язык картины может быть либо условным, либо непосредственно воспроизводящим природную форму, то есть реалистическим. Картина И. И. Шишкина «Корабельная роща» является примером реалистической живописи. Глядя на картину, мы легко представляем себя в ее пространстве как в пространстве реального леса. А что же мы имеем в виду, когда говорим об условности живописного произведения? Вспомним выражения «условие игры», «условие договора». Мы употребляем их в том случае, когда то или иное событие происходит не произвольно, а согласно правилам или приемам, о которых заранее договорились, условились. И чем больше приемов, тем выше степень условности. В этом смысле всякая картина условна. Даже «Корабельная роща» И. И. Шишкина, при всей ее реалистичности, предполагает определенные правила, приемы. Условно любое изображение, так как оно не может быть буквальным воспроизведением реальности. В картине, рисунке, фотографии, на киноэкране реальность изображается с помощью определенных средств и приемов. Однако мы не называем изображение условным, если эти приемы не искажают зрительного образа-подобия. Если же они становятся настолько явными, заметными, что обращают на себя внимание едва ли не большее, чем собственно сюжет изображения, если они делают это изображение не вполне соответствующим видимому образу, мы говорим об условности живописного языка.

Что заставляет художника прибегнуть к этой условности в живописи? Конечно же, это необычайно сильное желание передать идею произведения, выразить чувство, воплотить себя в красках, то есть то, что заставляет художника взяться за кисть и изображать. Изображение несет на себе нескрываемую печать этого желания и становится все менее буквально-изобразительным и все более условным. И философский смысл пейзажа Н. Рериха «Небесный бой» выражен все той же условностью живописного языка. С самого начала картина показалась нам необычной: необычно ярок цвет, необычно подчеркнуты линии контуров, необычно сильны контрасты… И поэтому с самого начала естественно предположить, что художник стремился к большему, нежели простое изображение природы.

Д.Д. Бурлюк. Пейзаж с повозкой и мельницей (Пейзаж с четырех точек зрения). 1930-е – 1940-е. Русский музей, Санкт-Петербург

Д.Д. Бурлюк. Пейзаж с повозкой и мельницей (Пейзаж с четырех точек зрения). 1930-е – 1940-е. Русский музей, Санкт-Петербург

Д. Д. Бурлюк. Пейзаж с повозкой и мельницей (Пейзаж с четырех точек зрения)Восприятие произведения Давида Давидовича требует от учащихся способности к абстрактному мышлению. «Пейзаж с повозкой и мельницей» разрушает наши привычные представления о пейзаже как о картине, изображающей реальный природный мотив. Предложите детям внимательно изучить мотив картины и объяснить ее второе авторское название – «Пейзаж с четырех точек зрения».

«Пейзаж с повозкой и мельницей» Давида Бурлюка – художника начала XX века – пожалуй, еще более условен, чем «Небесный бой» Николая Рериха. И за этой условностью опять же стоит интерес не столько к изображенному мотиву, сколько к воплощению некой занимающей художника идеи. Но какой?..

У этой картины есть и другое название: «Пейзаж с четырех точек зрения». В чем же смысл этого странного названия?.. Не можем же мы видеть предмет одновременно и спереди, и сзади, и справа, и слева! И, соответственно, не можем его таким способом изобразить!

Да, мы не можем видеть мир одновременно с разных сторон, но это в том случае, если мы сами стоим неподвижно. Так, как стоит художник, рисующий объект с натуры. А что, если мы едем в повозке или каким-то чудесным образом оказались на крыльях ветряной мельницы?! Тогда мы видим мир постоянно меняющимся, и одно мгновение не похоже на другое! Картины сменяют друг друга, словно стеклышки в калейдоскопе! Привычные представления о верхе и низе, правой и левой стороне уже не имеют значения… Фантазируя, мы можем вообразить и изобразить все что угодно! И картина становится не столько отражением внешнего мира, сколько «миром в себе», независимым от внешней реальности. А если независимым, значит, свободным от законов создания образа-подобия! Этот мир творит сам художник, творит по своим собственным законам, которые сам же и придумывает! Не правда ли, это похоже на детскую игру?.. Вспомните, как вы играли в детстве, а, может быть, играете и до сих пор! То и дело вы спрашиваете: а что если попробовать так? Или так?.. Или наоборот?.. Вы свободны в полете своей фантазии. Вы творите не только мотив, но и форму его воплощения. Не только «что» изобразить, но и «как» – полностью в вашей власти! Увлекательность этого процесса стала так привлекательна для художников, что дала жизнь целому направлению в искусстве XX века, так называемому авангарду. Одним из его лидеров и был Давид Бурлюк.

Заключение

Завершая экскурсию по теме «Пейзаж», вспомните имена художников, картины которых вы видели в залах музея. Предложите детям назвать некоторые особенно запомнившиеся им отличия пейзажных образов Шишкина, Левитана, Айвазовского, Куинджи, Рериха, Бурлюка.
Подведите итог экскурсии.
Жизнь окружающей нас природы необычайно сложна и разнообразна; она проявляется в смене времен года, смене состояний природы, разнообразии природных форм, цвета, освещения, ритмов и т.д. Природа воздействует на наши чувства, влияет на настроение, наводит на размышления, благодаря чему в нашем восприятии возникает ее живой, одухотворенный образ. Этот одухотворенный образ природы, окрашенный индивидуальностью личности художника, мы и воспринимаем в пейзаже.
Пройдя по залам музея, мы увидели пейзажные образы, созданные очень разными мастерами. Каждый из них воплощал свое время, свое понимание красоты, свое видение окружающего мира. А все вместе они свидетельствуют об удивительном многообразии мира природы и мира человеческой души.

posobiepoprovedeniuexkursii