Информационные технологии в творческом развитии детско-юношеской аудитории

Информационные технологии в творческом развитии детско-юношеской аудитории

Определенов Владимир Викторович,
заместитель директора по информационным технологиям
Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина,
заведующий кафедрой ИТ в сфере
культуры НИУ ВШЭ (Москва), кандидат технических наук

Сегодня развитие информационного общества и внутренних культурных связей тесно связано с вызовами, которые создает цифровая трансформация практически всех видов деятельности. Уровень проникновения интернета, возрастание корпоративной и личной цифровой мобильности, развитие технологий 3D и виртуальной реальности, а также цифровая глобализация и снятие лингвистических барьеров – все это «тренды» нашего времени. В связи с этим крайне актуально, чтобы учреждения культуры и образования, довольно консервативные по своей сути, отвечали вызовам нашего времени и вели поиск наиболее эффективного и целесообразного использования возможностей цифровой трансформации в своих основных направления деятельности, а также обменивались этим опытом.

         В то же время сейчас практически во всех сферах интеллектуальной деятельности выдвигаются повышенные требования к уровню творческих способностей людей, умеющих самостоятельно решать разнообразные задачи, встающие в процессе работы и подготовки к ней. При этом проблема развития творческих способностей (не только художественных) детей и юношества сложна и неоднозначна. Это усугубляется прогрессом новых технологий, поскольку «цифровая пропасть» между поколениями растет, что предъявляет повышенные требования к педагогам и методам работы с подрастающим поколением на основе новых возможностей. Не в последнюю очередь это связано и с тем, что развитие творческих способностей происходит неразрывно с заинтересованностью в личном росте, интересом к деятельности как учащегося, так и педагога. Использование актуальных для аудитории технологий и современной цифровой экосистемы повышает вовлеченность людей в творческий процесс.

         Текущие возможности технологий VR, AR, MR, машинного зрения и искусственного интеллекта, а также их потенциал уже сегодня создают предпосылки для массового развития новых форм творчества. В докладе будет предпринята попытка обобщить текущий уровень развития технологий, будут приведены примеры использования и дан прогноз по потенциалу развития этого направления с точки зрения реальных возможностей, преимуществ и рисков использования в работе с детско-юношеской аудиторией в музеях.