Статьи

Образовательная деятельность в Русском музее

Столяров Борис Андреевич, заведующий  отделом «Российский центр музейной педагогики и детского творчества», заслуженный работник культуры РФ, лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства, доктор педагогических наук, профессор

 

Русскому музею принадлежит особая роль в развитии образовательной деятельности, содержанием которой является музейная педагогика. Еще в начале 1970-х годах, когда основное количество экскурсий приходилось на туристические группы, и работа со зрителем проводилась по принципу «это должен знать каждый», музей начал осуществлять дифференцированный подход к аудитории. А это значит, – школьники, студенты и учителя становились все более желанными посетителями. Примечательно, что в педагогический эксперимент середины семидесятых были вовлечены сотрудники не только экскурсионного (Х. В. Степанова, Р. А. Гельман, И. Ю. Муравьева, Н. Д. Рева, Б. А. Столяров и др.), но и научных отделов (А. Ф. Дмитренко, В. А. Леняшин, А. В. Губарев и др.). Этот факт позволил сделать работу с учащейся молодежью одним из основных направлений деятельности музея и создать специальные лекционные и экскурсионные программы по истории русского и советского искусства, а затем начать работу над осмыслением первой отечественной музейно-образовательной программы для студенческой молодежи «Пути развития русского и советского искусства»[1].

Примечательно, что задачи программы включали не только освоение искусствоведческого материала, но и знакомство с художественной культурой в целом, с многогранной жизнью города и жизнью памятника во времени. В музее обязательным ее элементом стало посещение реставрационных мастерских (И. Корнякова, Е. Солдатенков) и фондов (Н. Барабанова, И. Я. Богуславская). В неформальном общении с сотрудниками научных отделов (М. А. Алексеева, Е. Ф. Ковтун, В. А. Гусев, М. Н. Сорокина, Т. Б. Мантурова, Л. Д. Лихачева, Н.А. Барабанова) открывались новые возможности в решении задач общекультурного развития личности.

В 1984 году для работы со студенческой аудиторией в небольшом подвальном помещении бывшего служебного гардероба в Михайловском дворце открылся Кабинет эстетического воспитания студенческой молодежи факультетов общественных профессий (ФОП). Здесь рождались формы клубной работы, формировались фонотека и библиотека, фонд необходимых технических средств, что позволило включить в занятия музыку и литературу и совместно с преподавателями Консерватории, артистами Ленконцерта и областной Филармонии приступить к созданию одногодичной программы «Виды искусства».

Новые условия работы давали возможность усилить в образовательном процессе роль творческих встреч студенческой молодежи с деятелями искусства, которые часто приглашались непосредственно на ФОП. С другой стороны, контакты с Ленинградским отделением Союза художников РСФСР (ЛОСХ) давали школьникам и студентам возможность посещать мастерские художников, встречаться с ними на выставках в Манеже, ЛОСХе, в залах Русского музея. В памяти наших слушателей навсегда сохранились встречи с М. К. Аникушиным, Е. Е. Моисеенко, Л. М. Холиной, Б. А. Свининым, Г. П. Егошиным, В. И. Тюленевым, Б. И. Шамановым, А. В. Вильнером и многими другими мастерами живописи, скульптуры и графики, ставшими гордостью отечественного изобразительного искусства.

Нельзя не сказать и о роли концертов, которые организовывались в музее специально для детско-юношеской аудитории. Эти встречи с художниками и артистами формировали у наших зрителей высокий уровень эстетических предпочтений, начало которому закладывалось сотрудниками Школьного кабинета музея Р. А. Гельман, Д. П. Озеровой, Н. Д. Ревой[2]. Они проводили интересную и многоплановую работу в кружках Клуба юных любителей искусства. Объединив направления работы с детьми и юношеством, в 1987 году Русский музей представил ее на Всесоюзной межотраслевой тематической выставке «Эстетическое и художественное воспитание детей и юношества», проходившей в Москве[3].

Логическим продолжением этого успеха стало создание в апреле 1990 года Научного отдела художественного воспитания детей и юношества, обозначившего новый этап развития образовательной деятельности в Русском музее. В его рамках появилась возможность сосредоточить усилия на разработке и практическом внедрении идей художественного образования и воспитания музейными средствами в различных возрастных группах – от детского сада до студентов вузов[4].

Развитие этого направления требовало от сотрудников отдела пристального интереса к тем педагогическим инновациям, которые были характерны для начавшейся в те годы реформы народного образования. Постоянное сотрудничество отдела со школами города позволило музею включиться в образовательный процесс и активно содействовать формированию в педагогической среде понимания необходимости введения в учебный план предметов художественно-эстетического цикла. Особенно это касалось школы №199 на площади Искусств, с которой музей связывали давние добрые отношения. Формирование отдела, переименованного в 1990 году в Научно-практический центр по проблемам музейной педагогики, совпало с преобразованием названной школы в учебно-территориальный комплекс (школа – детский сад), а затем в Гимназию при Государственном Русском музее, учредителем которой впервые в отечественной практике выступил Русский музей[5].

Сотрудниками отдела, совместно с учителями, были разработаны рабочие планы по курсам художественной культуры, а в 1992 году в его структуре был создан сектор по работе с Гимназией, ориентированный на решение методических и практических задач гимназического образования[6].

Образовательная деятельность Русского музея приобрела известность уже в 1980-е годы благодаря участию его сотрудников в многочисленных научных конференциях и семинарах, а уже в 1991 году проведенный отделом Республиканский научно-практический семинар «Музей и подрастающее поколение» объединил представителей академических научно-исследовательских институтов и вузов Петербурга с сотрудниками пятидесяти восьми музеев России, Украины, Белоруссии. Задачей семинара был поиск путей и механизмов интеграции музея и школы через создание системы взаимодействия, и в этом отношении работа с Гимназией стала наглядным примером практической реализации этой задачи в масштабах страны.

Инновационный характер научно-исследовательской и методической деятельности, большие потенциальные возможности коллектива отдела определили его лидирующее положение в отечественной музейной педагогике[7]. Это обстоятельство позволило в 1991 году преобразовать его в отдел «Российский научно-практический центр по проблемам музейной педагогики». При формировании структуры и направлений деятельности отдела, согласно разработанному и согласованному с Министерством культуры России Положению, были учтены исторический и современный опыт отечественных и зарубежных музеев, цели реформы образования, а также результаты стажировок сотрудников в крупнейших музеях США и Европы. Среди направлений деятельности отдела особое место заняли: изучение истории отечественного искусства средствами музейной среды и электронных технологий, исследование проблем детского творчества и повышение квалификации музейных специалистов и педагогов системы дополнительного образования.

Инновационный характер научно-исследовательской и методической деятельности отдела с 1991 года стал освещаться в ежегодных научно-методических сборниках «Музей и подрастающее поколение», с 1995 года в сборниках «Образовательная деятельность художественного музея» и «Музейная педагогика в школе». В изданиях отдела, которых на сегодняшний день около двухсот, нашли свое отражение методологические принципы и методический опыт Русского и других отечественных и зарубежных музеев, работающих в системе музей – детский сад – школа – вуз. Изучение проблемных вопросов художественного восприятия и творчества детей и юношества в условиях музея и за его пределами дало возможность сотрудникам отдела разработать блок музейно-педагогических программ, рекомендаций и методик для этой аудитории с учетом специфики художественного музея. Они активно используются в работе по повышению квалификации музейно-педагогических кадров и внедрению в музейно-педагогический процесс аудиовизуальных и компьютерных технологий, которые стали использоваться в отделе со времени его основания[8].

Диапазон деятельности отдела позволил включить в число его сотрудников не только искусствоведов, но и педагогов, психологов, художников, что сделало более глубокой, как в практическом, так и в научно-методическом планах, интеграцию с Гимназией и другими школами Петербурга, а также регионов России.

Главной задачей коллектива центра стала разработка комплексной программы художественного образования – действенного инструмента в развитии визуальной, эмоциональной и общей культуры ребенка, его мышления, начиная с детского сада. Речь идет о первой отечественной многоуровневой музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!», воплотившей в себе многолетний опыт деятельности Русского и других отечественных и зарубежных музеев.

В учебно-воспитательном процессе Гимназии определяющую роль стали играть предлагаемые музеем учебные курсы и формы практического взаимодействия в музейной среде, открывшие учителю возможность для выбора и профессионального роста. Тем самым, развитие процессов гуманитаризации и гуманизации образования, готовность педагогов к экспериментальной, инновационной работе в школе и понимание образовательной деятельности музея как части общепедагогического процесса позволили музею и Гимназии совместно вести интенсивную и уникальную по значимости экспериментальную работу. Ее результатом стало целостное преобразование учебно-воспитательной системы конкретного учебного заведения на основе сочетания достижений школьной, дошкольной и музейной педагогики.

Программа «Здравствуй, музей!»[9] разрабатывалась с целью создания научно обоснованной системы взаимодействия художественных музеев России с народным образованием на всех его ступенях. Ориентированная на творческое взаимодействие педагога, работающего в условиях учебного заведения, и музейного специалиста, она через организуемые отделом курсы и семинары дает воспитателю дошкольного образовательного учреждения и школьному учителю навыки работы с визуальными объектами и произведением искусства. Тем самым, педагог становится реальным посредником в общении ребенка с изобразительным искусством и музеем.

Программа стала убедительным примером новых возможностей образовательной деятельности музея, педагогический суверенитет которого, опираясь на межпредметные связи и полихудожественный подход, заключается, прежде всего, в сложном и многогранном процессе преемственности культуры, осуществляемом через педагогическую деятельность в музейной среде[10].

Научные гипотезы и выводы, методические принципы, положенные в основу программы и Концепции, нашли поддержку на конференциях и семинарах, которые, в свою очередь, позволили установить прочные связи с отечественными и зарубежными коллегами. Эти связи во многом способствовали совершенствованию профессионального мастерства сотрудников отдела. Подтверждением этому стало принятие отдела в ассоциированные члены Российской академии образования и включение программы «Здравствуй, музей!» в Региональную комплексную программу «Образование и образовательные системы Северо-Запада России».

Начало нового тысячелетия обозначило новый этап в развитии отдела. В сотрудничестве с Американской некоммерческой организацией «Проект Гармония» Школьный интернет-класс был модернизирован, и на его базе стал функционировать проект «Международная молодежная интернет-книга об изобразительном искусстве». Начались летние бесплатные курсы по интернет-технологиям, на которых уже в 2001 году было обучено более 200 сотрудников и посетителей Русского музея. Но главным событием наступившего века была передача администрацией музея в 2001 году под нужды отдела здания Восточного павильона Михайловского (Инженерного) замка, что отвечало комплексному развитию Русского музея, нашедшему свое отражение в программе «Возрождение» и высокой оценке деятельности отдела отечественными и зарубежными экспертами.

Примечательно, что в том же 2001 году в Михайловском манеже состоялась первая Санкт-Петербургская выставка социально значимых проектов, на которой были представлены проекты и услуги некоммерческих организаций города, совместные проекты общественных организаций и бизнес-структур, собственные социальные программы крупнейших предприятий, банков и фирм из разных городов России. Русский музей был представлен специальным стендом «Русский музей – детям». Главное место на нем занимали проекты отдела: «Учебно-методический комплекс к программе “Здравствуй, музей!”», концепция «Детский музей в ГРМ», проект «Дети – Петербургу. Международная выставка детского творчества к 300-летию города». Эта презентация стала прологом новых условий деятельности отдела в Михайловском (Инженерном) замке, давших возможность объединить в рамках единого музейного пространства учебно-воспитательную работу в Гимназии, работу арт-терапевтических студий и студий детского творчества, кружковую и клубную работу, методическую работу с учителями и музейными сотрудниками.

Было увеличено штатное расписание отдела[11] и его материальная база, созданы профессиональные условия для хранения уникального Фонда детского творчества, установлены партнерские связи и привлечены спонсоры для качественного обеспечения деятельности отдела во всех его направлениях от учебно-воспитательного процесса Гимназии до художественных студий и выставок[12]. Естественно, что в ситуации расширения образовательной и социально-досуговой деятельности музея возникла проблема подготовки высокопрофессиональных музейных кадров для работы с детской аудиторией, которую отдел в сотрудничестве с Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена и Институтом культурных программ Правительства Санкт-Петербурга стал осуществлять по специально разработанным программам.

В 2002 году между Русским музеем и Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена был заключен договор «О сотрудничестве в области образовательной деятельности». На основе этого документа усилиями сотрудников отдела и факультета изобразительного искусства в 2004 году была создана кафедра художественного образования и музейной педагогики, призванная готовить специалистов в области художественного образования для работы в музее и школе. Тем самым, методологическая основа музейной педагогики и опыт отдела – первой отечественной музейно-педагогической службы – были введены в науку и практику как общего, так и профессионального обучения студентов гуманитарных вузов, а также последипломной подготовки и переподготовки учителей и музейных сотрудников.

Данное обстоятельство позволило Русскому музею стать в новом столетии крупнейшим музейно-образовательным центром страны, разработавшим свою систему эстетического воспитания подрастающего поколения средствами изобразительного искусства и музейной среды, удостоенную Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства за 2003 год[13].

В этой системе особое место занимала работа сектора социально-культурных проектов и детского творчества, сотрудники которого разрабатывают краткосрочные и долгосрочные программы и проекты, ориентированные на творческое развитие детей и подростков с различными социальными и физическими возможностями[14]. Речь идет о работе с детьми-сиротами, с детьми, имеющими задержку психического развития, с наркозависимыми подростками и т.д. Со времени основания отдела этот сектор развивает арт-терапевтическое направление деятельности музея. В 1991 году, начав работу по социальной адаптации и творческой реабилитации людей «с проблемами» средствами изобразительного искусства (Н. Ю. Жвитиашвили и О. В. Платонова), музей открыл свои двери для социального эксперимента. В нем приняли участие психологи, искусствоведы и музейные педагоги, что позволило Русскому музею, став зачинателем этой работы, поднять ее на уровень высокой социокультурной ответственности. Результатом стала первая в отечественной практике музейная арт-терапевтическая программа «Шаг навстречу» (одни из разделов музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!»)[15]. Цель программы – способствовать формированию у людей «с проблемами» личностных, духовно-нравственных и эстетических качеств, позволяющих им познавать и ценить изобразительное искусство, музей, художественную культуру в целом, воспринимая и ощущая их как «источник силы» для формирования творческого отношения к жизни и возможности ее изменения к лучшему.

Важнейшим направлением деятельности отдела являются выставки детского творчества. Они имеют разный масштаб – от международных и межрегиональных до лабораторных и отчетных. Лучшие произведения поступают в учебно-методический Фонд детского творчества отдела. Уникальность этого собрания детских работ определяется не только его количеством, около 4 000 рисунков, керамики, изделий из тканей, кожи, но и временными рамками – от 1906 года до наших дней[16]. Фонд является основой исследовательской и выставочной деятельности, которую активно проводят сотрудники сектора детского творчества. Начало формирования каталога Фонда было положено М.А. Дмитренко. Отметим, что только за последние пять лет отделом в залах Русского музея и в регионах было проведено около сорока выставок и среди них международный проект «Калевала XXI век» (2011–2015), организованный при поддержке Министерства образования Финляндии, Управления культуры и Управления образования г. Турку.

Реализуя концепцию эстетического воспитания детей и юношества, мы используем самые разнообразные формы работы. Для младших школьников – это студии творческого развития, в которых дети занимаются изобразительным творчеством. Для тех, кто постарше, создан клуб «Встречи в Русском музее» с разнообразными по тематической направленности кружками и студиями, дискуссионными площадками и другими формами работы, для родителей с детьми – мини-абонементы, включающие посещение музейной экспозиции, мастер-классы и концерты. 

Специфика деятельности отдела в последнее десятилетие определяется разработкой и реализацией проектов, тематика которых определяется актуальными проблемами гуманитарного знания и образования музейными средствами. В их числе научно-исследовательский проект «Экологическая роль изобразительного искусства в условиях интенсивного визуального потока». Он был осуществлен при финансовом содействии Фонда Гетти (Лос-Анджелес, США). Впервые в отечественной практике музей на основе разработанной программы «Здравствуй, музей!» объединил художественные музеи, научные и образовательные учреждения шести регионов России (Санкт-Петербург, Москва, Пермь, Саратов, Тверь и Рязань). Целью исследования был поиск ответов на вопросы: как информационно насыщенная среда влияет на восприятие искусства подрастающим поколением? Какова роль художественного музея в воспитании компетентного зрителя, способного творчески воспринимать классическое и современное искусство? Опыт проведенной нами экспериментальной и исследовательской работы был опубликован в нескольких сборниках и представлен музейной и научной общественности на итоговом международном научно-практическом семинаре «Экология визуальности и изобразительное искусство» (сентябрь 2007 года) и использован в научных исследованиях[17].

Знаковым для деятельности отдела стал проект «Музей. Музыка. Дети», разработанный и реализованный в 2006–2011 годах при содействии Министерства культуры РФ, Союза музеев России и Фонда Ельцина. Его целью было художественное воспитание детей из детских домов и малообеспеченных семей средствами изобразительного искусства, музыки и музейной среды. Результатом проекта стало создание в 42 региональных музеях страны детских центров, оборудованных компьютерными классами.

Реализация нового, разработанного специалистами отдела в рамках сотрудничества музея с Центром Ельцина и Союзом музеев России проекта «Музей. Инновационные образовательные технологии. Творчество» позволила создать в музее систему дистанционного обучения, предоставляющую школьникам и студентам учебные курсы, постигая которые, они знакомятся с языком изобразительного искусства, его жанрово-видовой спецификой и т.д. В рамках этого проекта в художественных музеях Казани, Калининграда, Йошкар-Олы, Петрозаводска, Южно-Сахалинска, Омска, Костромы, Тулы, Чебоксар, Мурманска и Саранска были открыты Ресурсные центры творческого развития детей и подростков с различными социальными и физическими возможностями. Эти центры стали базой для повышения квалификации музейных и школьных специалистов, проводимой в рамках выданной Русскому музею лицензии на осуществление повышения квалификации музейных и школьных педагогов в рамках дополнительного профессионального образования, а также работы с детьми по программам дополнительного образования.

В целом, за последние пять лет отделом были реализовано около сорока образовательных и социокультурных проектов, которые позволили превратить Восточный павильон Михайловского (Инженерного) замка в уникальное пространство творчества, стержнем которого является технология педагогического доверия, активизирующего познавательную деятельности и творческий потенциал детей от 4 до 11 лет (проект «Музей – территория творческого доверия», спонсор компания «Clifford Сhanсe CIS Limited»). Важную роль в разработке востребованных отечественным образованием программ метапредметного содержания имеет партнерский проект отдела и педагогического сообщества Центрального района Санкт-Петербурга (реализуется с 2013 года). Содержанием проекта является работа творческой группы учителей в школах, разработанные сотрудниками отдела экскурсии в залах музея и итоговая конференция «Математика и искусство в Русском музее», на которой школьники представляют свои учебно-исследовательские работы. Разрабатываются проекты «Физика и химия в Русском музее».

Результатом творческого поиска сотрудников отдела последних лет является проект «Мобильный образовательный центр Русского музея», направленный на создание благоприятных условий для художественного образования и эстетического воспитания детей, живущих в Ленинградской области и не имеющих возможности посетить экспозицию музея (при содействии Комитета по образованию Правительства Ленинградской области).

Завершая разговор о деятельности отдела, отметим, что сегодня его сотрудники заняты осуществлением проектов «Как прекрасен этот мир», «Современное искусство для всех» (при участии Лувра) и цифрового портала «Здравствуй, музей!», который является частью системы дистанционного обучения (спонсор названных проектов компания «Северсталь»), а также проекта «Музей в системе культуры и образования: социальное партнерство и педагогическое взаимодействие» (спонсор: Министерство культуры РФ). Его целью является разработка инновационной программы «Музей. Дети. Творчество», ориентированной на педагогическое взаимодействие региональных музеев с учреждениями культуры и образования в области творческого развития, эстетического воспитания и художественного образования детей и подростков[18].

За минувшие годы отдел не раз обновлялся как с точки зрения структуры, так и содержания деятельности, смыслом которой всегда было движение вперед и поиск нового, без которого у него нет будущего.

[1] Столяров Б. А. Пути развития русского и советского искусства: учебная программа. – СПб.: ГРМ, 1978. – 28 с.

[2] Школьный кабинет во главе с методистом В. В. Добровольской был создан 1958 году. Его первыми сотрудниками стали Р. А. Гельман, Д. С. Захарова, Д. П. Сычкова (Озерова). В 1975 году на его основе был создан Кабинет эстетического воспитания учащейся молодежи, куда вскоре пришли работать Н. Д. Рева, И. Б. Верховская, Н. Г. Кольцова.

[3] По результатам выставки Русский музей получил главный пакет наград – Диплом 1-ой степени и пять медалей, которыми была отмечена работа Школьного кабинета, Кабинета эстетического воспитания студенческой молодежи ФОП и Студии детского творчества «Вулкан».

[4] В отдел были приняты сотрудники, имевшие опыт просветительской и научно-методической работы: Б. А. Столяров (заведующий), Н. Д. Рева, Р. А. Гельман, Н. Г. Кольцова, Е. В. Иванова, С. В. Фокин, В. М. Ахунов, М. А. Дмитренко, В. Л. Дрозд, А. Г. Бойко, В. Г. Лысюк, Л. В. Гиндина, Т. К. Юдина. В 1990-е годы штат отдела пополнили Н. Ю. Жвитиашвили, Б. Г. Мигаль, А. А. Якуничева, Н. Н. Бельфор и др.

[5] С 1989 года Российская гимназия при Государственном Русском музее. Преобразования в гимназии осуществлялись при ее директорах Б. И. Рыпине, Л. Х. Бельгушевой.

[6] См.: Бойко А. Г. Гимназия при Русском музее: новый этап в совместной работе школы и музея по художественно-эстетическому воспитанию школьников //Музей и подрастающее поколение. Из опыта музейно-педагогической работы научного отдела художественного воспитания детей и юношества: вып. I / Отв. за вып. Б. А. Столяров. – Л.: ГРМ, 1991. – С. 24–29.

[7] Со времени своего основания отдел «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» совместно с отделом художественных музеев Российской Федерации (Н. М. Кулешова, А. Т. Москаленко) регулярно стал участвовать в проведении стажировок для сотрудников просветительских служб музеев России.

[8] Сектор аудиовизуальных и компьютерных технологий был создан в структуре отдела в 1991 году (В. М. Ахунов, В. Л. Дрозд, О. М. Кисель, Б. М. Залманов). В 1994 году, при сохранении основного состава сотрудников в штате отдела, сектор был переведен в научную часть. Тем не менее, работа в этом направлении продолжалась. Ее результатом стала компьютерная программа «Шедевры Русского музея» (1994, авторы сценария Б. А. Столяров и С. В. Фокин). В 1995 году программа была удостоена диплома фирмы 1С (Москва) и продемонстрирована на выставке произведений из Русского музея в цикле выставок «Die grosen Sammlungen III» в Кунстхалле г. Бонн. В 2003 году в сотрудничестве с фирмой «Русское видео» был сделан мультимедийный фильм «Последний день Помпеи» (автор сценария Б. А. Столяров). Годом позже в сотрудничестве с фирмой «Гиперметод» были выпущены электронные учебные пособия по специфике изобразительного искусства.

[9] Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!»: концепция, структура, содержание /Авт. концепции Б. А. Столяров. – СПб.: ГРМ, 2008. – 47 с.; Мы входим в мир прекрасного: экспериментальная музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!»: для детей дошкольного возраста /Ред. кол. А. И. Кий, Н. В. Мальцев, В. Н. Козиев, Н. Д. Рева, Б. А. Столяров. – СПб.: ГРМ, 1995. – 81 с.

[10] См.: Столяров Б. А. Художественный музей и система образования: концепция педагогического взаимодействия /Б. А. Столяров, А. Г. Бойко, Н. Д. Рева. – СПб.: ГРМ, 1995. – 67 с.

Столяров Б. А. Концепция и программа эстетического воспитания молодежи в условиях взаимодействия школы и музея: к 60-летию РАО /Б. А. Столяров, А. Г. Бойко. – СПб.: Борей Арт, 2001. – 99 с.

[11] Структура отдела включала четыре сектора: музейно-педагогических проектов и программ, информационно-образовательных технологий, детского творчества, социокультурных проектов острой направленности, объединяющих сорок шесть сотрудников шести специальностей.

[12] Партнеры отдела: Российская академия образования, Институт художественного образования Российской академии образования (Москва), Комитеты по образованию и культуре Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Союз музеев России, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Центр информационных технологий (г. Гатчина Ленинградской обл.), Институт культурных программ Администрации Санкт-Петербурга, Goete-Institut St. Petersburg. Немецкий культурный центр (Санкт-Петербург), Генеральное консульство Соединенных Штатов Америки (Санкт-Петербург). Музеи и образовательные учреждения городов: Санкт-Петербург, Архангельск, Барнаул, Вологда, Москва, Петрозаводск, Екатеринбург, Нижний Тагил, Ростов-на-Дону, Рязань, Омск, Ставрополь, Кострома, Краснодар, Салехард, Смоленск, Тверь, Курск, Орел, Оренбург, Саранск, Йошкар-Ола, Тула, Тюмень, Курган, Пермь, Саратов, Казань, Нижний Новгород, Челябинск, Южно-Сахалинск, Ярославль, Якутск и др. Зарубежные музеи: США – Метрополитен-музей и Музей современного искусства в Нью-Йорке, Национальная галерея в Вашингтоне, Франция – Лувр в Париже; Германия – Кунстхалле в Гамбурге.

Спонсорами отдела в разные годы были: Компания «Кока-Кола Эйч Би Си Евразия», Американская некоммерческая организация «Прожект Хармони», Компания «Британские авиалинии», Балтинвестбанк, Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса), ООО Киришинефтеоргсинтез «Кинеф», ООО «Аква-Колор», ЗАО «Невская палитра», Благотворительный фонд В. Потанина, Благотворительный фонд М. Прохорова, Президентский центр Б. Н. Ельцина, The J. Paul Getty Trust (Лос-Анджелес, США), Министерство культуры РФ, Компания «Северсталь», Фонд восстановления дворцов Русского музея, Институт культурных программ Администрации Санкт-Петербурга, «Clifford Сhanсe CIS Limited».

[13] Звания Лауреатов Государственной премии РФ в области литературы и искусства был удостоен коллектив сотрудников музея в составе: А. Г. Бойко, В. А. Гусев, Н. Ю. Жвитиашвили, А. П. Кривонос, Н. М. Кулешова, О. В. Платонова, Н. Д. Соколова, Б. А. Столяров.

[14] В июле 2015 года сектор вошел в состав нового отдела социокультурных коммуникаций.

[15] См.: Платонова О. В. Арт-терапия в художественном музее: учебное пособие /О. В. Платонова, Н. Ю. Жвитиашвили. – СПб.: Специальная литература, 2000. – 143 с.

[16] История Фонда детского творчества восходит к 1950 году, когда по инициативе директора музея В. А. Пушкарева Школьный кабинет музея стал собирать рисунки с всесоюзных и городских выставок детского творчества. См.: В мире детского рисунка. Фонд детского творчества Русского музея /Авт.-сост. М. А. Литвинова; Авт. вступ. статьи В. А. Гусев. – СПб.: ГРМ, 2015. – 108 с.: цв. ил.

[17] См.: Экологическая роль изобразительного искусства в условиях интенсивного визуального потока: научно-исследовательский проект: сообщения и материалы /Науч. рук. проекта Б. А. Столяров. – СПб.: ГРМ, 2004. – 239 с. Экологическая роль изобразительного искусства в условиях интенсивного визуального потока: научно-исследовательский проект: материалы и исследования /Науч. ред. Б. А. Столяров. – СПб.: ГРМ, 2006. – 242 с. Экология визуальности и изобразительное искусство - Fine arts and ecology of visual aspects: методологический сб. научно-исслед. проекта «Экологическая роль изобразительного искусства в условиях интенсивного визуального потока» /Науч. ред. Б. А. Столяров. – СПб.: ГРМ, 2006. – 287 с. Экология визуальности и изобразительное искусство-Fine arts and ecology of visual aspects: доклады и тезисы выступлений: международный научно-практический семинар: 14–16 сентября 2006 года: научно-исслед. проект «Экологическая роль изобразительного искусства в условиях интенсивного визуального потока /Науч. рук. проекта Б. А. Столяров. – СПб.: ГРМ, 2007. – 96 с.

[18] Проекты отдела осуществляются в регионах от Калининграда до Южно-Сахалинска.

Дата: 23.12.2016 17:01

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *